На Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода» (РСЕ/РС) продолжают избавляться от неугодных казахстанским властям журналистов. Расправы чинятся, несмотря на смену руководства на фоне громкого расследования Государственного департамента США в связи с распространением за счет американского бюджета пропаганды авторитарных режимов стран Центральной Азии.
Назначенный два месяца назад президентом РСЕ/РС Джейми Флай сразу же посетил регион, в том числе Казахстан. После чего твитнул, что призвал казахские власти прекратить преследование корреспондентов РСЕ/РС в Казахстане. Однако сам при этом позволил отделу кадров уволить одного из ведущих журналистов — Светлану Глушкову. Словно в угоду казахскому режиму, который полгода назад осудил ее по сфабрикованному обвинению.
Свое увольнение теперь уже бывший корреспондент совместной РСЕ/РС и «Голоса Америки» телепрограммы «Настоящее время — Азия» Светлана Глушкова называет расправой. Полгода назад она была задержана во время освещения акции протеста в Астане против решения правительства переименовать столицу страны в честь первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.
На этой крупнейшей акции протеста была устроена провокация: некая студенточка закатила истерику, что Светлана будто бы ударила ее. Замаячила угроза уголовного преследования, но власти ограничились административным делом, несмотря на очевидную фабрикацию обвинения. Суд оштрафовал Светлану. Родная редакция освещала ее дело по минимуму, как и Казахская редакция РСЕ/РС, более известная как Азаттык.
Светлана оценила ситуацию как давление в связи с профессиональной деятельностью: т.н. потерпевшая мешала ей во время освещения арестов протестующих и требовала от корреспондентов сообщать только о «позитиве».
«В истории с титушкой руководство «Настоящего времени» встало на сторону властей Казахстана, никак не поддержало меня», — пишет Светлана Глушкова в Facebook. После суда, который вынес решение оштрафовать журналиста, Светлану тихо отстранили от освещения демонстраций в казахстанской столице. Руководство американской медиакорпорации так и сказало ей: «Не будем создавать проблемы». Спустя шесть месяцев Светлану уволили из РСЕ/РС.
Та казахская студентка не единственная, кто требовал от журналистов РСЕ/РС сообщать больше о «позитиве» в Казахстане. Такие распоряжения на редакторских летучках давал директор Азаттыка Торокул Дооров. Это бывший сотрудник Кыргызской редакции РСЕ/РС, которого летом 2014 года отправили возглавлять Казахскую редакцию после отставки ее предыдущего директора Едиге Магауина, чему предшествовала череда скандалов по вине серого кардинала Азаттыка Галыма Бокаша. Эта известный в Казахстане одиозный медиа-чиновник: там, где Бокаш, там исламизация контента, расцвет непотизма и трайбализма, зачистки и травля профессионалов.
С его приходом в Пражский офис РСЕ/РС, Азаттык последовательно уничтожили изнутри. С сентября 2019 года Галым Бокаш больше не работает в Азаттыке, но почти весь состав редакции состоит из его людей, поэтому тут продолжают проводить провластную редакционную политику.
Гражданские активисты Казахстана весной этого года обратились к руководству РСЕ/РС с Открытым письмом, указывая на факты пропаганды даже не шовинизма, а фашизма, отмывания имиджа авторитаризма на Азаттыке.
Да что там реклама провластным псевдонационалистам, которые на самом деле работают против интересов казахского народа, в Азаттыке шеф Алматинского Бюро Куанышбек Кари стал известен публике избиением своего подчиненного. Но никто это не расследует, а он продолжает сидеть в своем кабинете, хотя по своему профессиональному уровню не тянет даже на роль репортера. И таких случайных людей — на Азаттыке предостаточно.
В Азаттыке, к счастью, еще работают честные журналисты, их осталось совсем немного, но они вынуждены молчать. Стараниями бывшего правительственного чиновника Галыма Бокаша и под непрофессиональным руководством Торокула Доорова творческая атмосфера в Казахской редакции РСЕ/РС окончательно убита. В Азаттыке я работала почти 14 лет, начинала внештатным корреспондентом и закончила, как говорится, редактором. Работать в последние годы в Азаттыке становилось все тяжелее и тяжелее от навязываемой цензуры и давления со стороны менеджеров РСЕ/РС.
Каждый раз, когда речь заходила об освещении какой-либо острой темы, Дооров как мантру повторял тезис о том, что «Азаттык – слишком оппозиционный». К примеру, директор Казахской редакции «Свободы» письменно приказал редакторам больше не называть первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева «бессменным и авторитарным» в статьях Азаттыка. Зато Дооров уже не так был щепетилен и не требовал баланса мнений, когда готовились очерняющие статьи об оппонентах и критиках режима.
Правительственное агентство США по глобальным медиа (USAGM), которое управляет РСЕ/РС, утверждает в имиджевой статье на своем сайте, что Казахская редакция предоставляет платформу для свободного обмена новостями и мнениями по наиболее важным проблемам казахстанцев. Это не соответствует действительности. Редакция необъективно освещает события в стране, на ее платформах нет независимой оценки и обсуждения.
У меня, как у бывшего редактора Азаттыка, на руках имеется достаточно доказательств того, как менеджеры РСЕ/РС снимали материалы, которые критиковали режим в Казахстане, хотя в них был представлен баланс мнений и объективный контекст, или, наоборот, как они навязывали комплиментарные статьи и блоги о высшем руководстве Казахстана.
К примеру, директор Казахской редакции РСЕ/РС Торокул Дооров заставлял меня 6 июля 2015 года выпустить блог алматинской провластной журналистки Гульнары Бажкеновой «Мысли о хорошем человеке, или С днем рождения, господин Президент», в котором шло откровенное передергивание фактов и продвижение культа личности. Тогда мне удалось отстоять стандарты «Свободы» и убедить директора Азаттыка не выпускать этот опус, но ценой того, что вскоре он отобрал у меня право проверять блоги перед их выпуском на сайте.
Я выступала против искажения редакционной политики и манипулирования общественным мнением. Но те, кто защищал стандарты и принципы РСЕ/РС, систематически уволены. Меня лично вместе с Ержаном Карабековым, онлайн-продюсером русскоязычного сайта Азаттыка, просто «сократили» в конце 2017 года под предлогом «реорганизации», инициированной и проведенной тогда вице-президентом РСЕ/РС Ненадом Пейичем, региональным директором по Центральной Азии Аббасом Джавади и директором Азаттыка Торокулом Дооровым. В этом году сами Пейич и Джавади уволены на фоне расследования Государственного департамента США в связи с распространением в РСЕ/РС пропаганды в пользу авторитарных режимов в Центральной Азии.
Факты предательства интересов профессии выявлены и в Таджикской редакции. Такой же скандал вспыхнул сейчас и вокруг Кыргызской редакции.
Налицо системный кризис, который, однако, замалчивается аппаратом президента РСЕ/РС, а сами приходящие и уходящие президенты РСЕ/РС играют роль свадебных генералов. Стало быть журналистику на этом американском радио остается защищать только Конгрессу США, который его и финансирует. Но до Вашингтона еще надо достучаться, как говорится. Тут гражданскому обществу Казахстана и надо бы взять ситуацию в свои руки, потребовать скорейшего и честного расследования кризиса от Конгресса США.
Под руководством Торокула Доорова Казахская редакция РСЕ/РС продолжает служить интересам авторитарного режима Казахстана, освещая события в стране в стиле подконтрольных казахстанских СМИ. В Азаттыке уже давно нет места честным журналистам, потому что руководство Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода» не защищает честных журналистов и от них избавляется.
ОТ РЕДАКЦИИ
Независимый журналист Асем Токаева живет в Праге, Чехия, где находится офис Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода» и где с 2010-го до конца 2017 года она работала редактором русскоязычного сайта Казахской редакции. С 2018 года Асем Токаева выступает на различных политических платформах в Европе и США, стараясь привлечь внимание к проблемам СМИ в несвободных обществах.