Готовы ли казахи создать политическую партию по религиозному признаку, задался вопросом постоянный автор портала Abai.kz Абил-Серик Алиакбар.
Власти Казахстана, пишет он, любят проводить всякие мероприятия на международном уровне, объединяющие представителей различных конфессий, но почему-то не хотят появления в своей стране исламской партии.
«В стране 90% населения – мусульмане, почему попираются их права, утвержденные Конституцией? Во всех демократических странах мира сегодня партии религиозного толка участвуют в выборах, защищая права избирателей. Почему же у нас мусульман не хотят допускать в парламент? Думаю, этот вопрос задавал себе каждый мусульманин в Казахстане», — убежден Алиакбар.
Поднимая этот вопрос, автор ссылается на международный опыт.
«В Японии есть буддистская партия Комэйто, в парламентских выборах 2016 года она набрала 13,5% голосов и заняла 25 мест в парламенте. В Израиле из 50 политических партий около 40 – религиозные. Возьмем Европу, на которую мы всегда стремимся равняться, там тоже религиозные партии участвуют постоянно в выборах. Примером для нас может быть Прибалтика, первая избавившаяся от влияния СССР. В Латвии это Христианско-Демократический союз, в Литве – объединение «Демократы христианской Литвы», Литовская христианско-демократическая партия, в Эстонии — партия «Isamaa». В Германии фракция Христианско-Демократического и Христианского социального союза набрала на выборах в Бундестаг в 2017 году 34,7% голосов», — приводит он примеры.
Рассказал Алиакбар и про опыт постсоветских стран.
«На пространстве СНГ создание религиозных партий запрещено законом. Но в Азербайджане в рядах Исламской партии насчитывается более 50 тысяч человек. В Таджикистане хоть и подпольно, но работает Исламская партия. В России религиозные объединения участвовали в выборах. В 1995 году «Христианско-демократический союз — Христиане России» набрал 0,13% голосов, «Блок, включающий руководителей православных партий, народной христианско-монархической партии…» набрал 0,21% голосов, мусульманское объединение «НҰР» — 0,68% голосов. В Беларуси есть «Беларуская хрысьціянская дэмакратыя» и «Партыя БНФ». Только центральноазиатские страны боятся как черт ладана исламских партий. А в Казахстане мы поддерживаем всякие ЛГБТ-движения, феминисток, боремся за ложное гендерное равенство и считаем, что это и есть настоящая демократия», — сетует он.
Алиакбар убежден, что будущее партий, не опирающихся на религиозные принципы, туманно.
«Это понимают на Западе, это хорошо понимают и евреи, поэтому они допускают широкое участие религиозных партий в общественно-политической жизни страны. Теперь настало такое время и для казахского общества. Сможем ли мы создать, условно говоря, «Исламскую партию Алаш», которая бы противостояла западным двойным стандартам, превращая наше общество в безбожников? Настал момент найти ответы на эти вопросы и сделать выводы», — резюмировал Абил-Серик Алиакбар.