По идее, властям с учетом текущей ситуации в стране (всё-таки у нас много проблем) надо было создать две партии. В стране растет протестное настроение. Поэтому исходя из этого можно было допустить на политическую арену еще одну партию под брендом оппозиционной партии. Тогда решались бы сразу две задачи: создавалась бы видимость наличия новой оппозиции и удалось бы расколоть протестный электорат. Потом на выборах эта партия не прошла бы 7% барьер.
«Нур Отан», как правящая партия, вместе с властью несет всю ответственность за все происходящее в стране. Поэтому нужно было показать, что власти уловили тренд и с этой целью можно было создать еще одну новую провластную партию, что-то вроде «Нур Отан» 2, но с новыми лицами.
Тогда в парламенте вдобавок к «Нур Отан», «Ак жол» и КНПК появилась бы новая провластная партия «Нур Отан» 2.
Все эти действия с точки зрения политтехнологий были бы логичными и понятными. Но ничего не было сделано.
Полагаю, что это было связано с существованием двух центров принятия решений. Кроме того, наличие двух правящий партий противоречило бы самой системе власти.
Видимо, в двух центрах решили ничего не менять и оставить существующий статус-кво.
Если по замыслу авторов выборного сценария «Нур Отан» получит свои положенные 80% и сохранит доминирующее положение, то это укрепит один центр — Библиотеку и будет противоречит системе управления страной, согласно которой все рычаги правления должны быть только у одного центра – у президента, Ак Орды.
При нашей суперпрезидентской форме правления у правящей партии такая же роль, как у любого государственного органа. Следовательно, у нас правящая партия не может стоять выше всей вертикали власти.
Более того, сильный парламент будет играть роль противовеса президенту. А это уже не просто станет большой проблемой для власти, а будет без всякой оппозиции изнутри подрывать саму власть.
По идее, надо было это предусмотреть в 2017 году, когда вносили поправки в Конституцию, но тогда ограничились незначительными изменениями. Как сейчас у нас принято говорить, случилось то, что случилось.
Конечно, некоторые утверждают, что власти уже расписали 80% партии «Нур Отан» и всё останется по-прежнему. Только с учетом реальной ситуации «Нур Отану» получить 50% будет проблематично. Скажем так, к 50% прибавлять 30% это одно и вполне приемлемо, а вот к 30% прибавлять 50% это уже другое. В Беларуси это привело к протестам.
Поэтому с учетом всех минусов наиболее подходящим для режиссеров выборов будет в дополнение «Нур Отан» и его партнеров «Ак жол» и КНПК допуск в парламент еще одной или двух партий «Ауыл» и ОСДП. Кто забыл, у нас всего шесть партий.
При таком варианте в политику приходят новые лица и нивелируется протестное настроение.
Если этого не будет, то власти в любом случае ждет негативный сценарий развития событий. Резкий рост недовольства при продолжающем ухудшении социально-экономического положения. При этом, власти с укреплением парламента уже сами будут разрушать свою же систему.