White house is for Biden…
А что это (победа Джо Байдена на выборах президента США — ред.) значит для нас, нашего региона и нашего континента.
По большому счёту с точки зрения политики – для Казахстана ничего не изменится. У Астаны всегда были прекрасные и доверительные отношения со всеми администрациями, как республиканцами, так и демократами. Многовекторный курс работал и даже в трудные моменты удавалось как-то обойти острые углы.
США всегда понимали «особые» отношения РК с РФ и старались не ставить нас в неудобное положение выбора между двумя. Они хорошо видели границы возможного и старались действовать тактично. Даже когда без объяснения причин Корпус Мира неожиданно свернул свою деятельность в Казахстане – они тихо встали и ушли, не сказав ни слова.
В регионе я думаю дела пойдут лучше у всех. Трамп хоть и республиканец, но он из другого крыла, он не «неокон», которыми были Буши. Неоконсерваторы считали особой роль США в мире, и были убеждены в необходимости эту роль защищать вплоть до применения силы. Не надо забывать, что у США есть военное присутствие в 150 странах мира и авианесущие соединения во всех океанах мира. В прошлом году на оборону США потратили 732 млрд. долларов, это больше чем следующие десять стран вместе взятые (включая союзников): Китай, Индия, Россия, Саудовская Аравия, Франция, Германия, Великобритания, Япония, Южная Корея и Бразилия.
Трамп изоляционист, сторонник политики «ты меня не трожь, я тебя не трону» или «моя хата с краю, ничего не знаю». Пусть они сами разбираются в Афганистане, кто будет у власти. Почему США должны платить за оборону богатой Европы, Кореи или Японии? В результате, он где смог, там сократил военное присутствие Америки, включая некоторые страны Африки, где действительно совсем непонятно чьи интересы защищают американские солдаты.
Демократ Байден чистой воды международник традиционной школы. Он понимает слабости ООН и прочих международных институтов длинных разговоров и конференций, но он понимает и их силу. Когда удаётся сплотить усилия стран, результат намного лучше, нежели чем Америке идти в одиночку. Он может серьёзно провести переговоры с руководителем малой страны, от которой ничего не зависит. Он хоть попытается услышать их мнение.
За 4 года президентства он может проведёт за обсуждением проблем Центральной Азии не больше трёх часов, но это неважно. Важно, что он скажет в первые 5 минут Советнику по нацбезопасности и Госсекретарю про эту тему. Дальше они это напишут в в виде меморандума и пошло-поехало, руль машины повернулся. И очень важно понимать, что политика США в нашем регионе реактивна, а не активна.
США ничего не могут сделать (несмотря на некоторых любителей теорий заговора), да и не хотят. Примерный разговор в Белом Доме, – ну что там в …стане? – Да вроде всё так же, прошли выборы туда, поменяли этого на того. – А что русские? – Да вроде продолжают то же. – А как наши там? – Вроде ОК. – А ну и ладно. Действуйте в том же духе.
Вашингтон уже сыт по горло «строительством демократий» на Ближнем Востоке и Афганистане, в Венесуэле и ещё паре стран на юг от Майами. Поэтому пока у нас тихо – у них тоже будет тихо. Может через год заедет госсекретарь США новый, познакомится, выступит в Назарбаев Университете с яркой лекцией, получит доктора.
Начиная с эмбарго 1973 года на первом месте в списке национальных интересов автомобильной страны стояла нефть, и на втором тоже, и чуть-чуть на третьем. За последние 20 лет США вернули себе энергетическую самодостаточность и нефть уходит с первого куда-то за пятое место. Соответственно в списке приоритетов и Казахстан теряет свои позиции.
Отношения России и США хуже были, наверное, только при Андропове, когда был сбит корейский лайнер. Обе стороны открыто называют себя противниками. И, следовательно, не надо ждать никаких особых подвижек в этом направлении.
Но ничего особо страшного и не произойдёт. Дело в том, что санкции против РФ достигли предела. Дальше некуда. Действия против государственных облигаций РФ или выключение РФ из международной системы долларовых расчётов нанесут колоссальный ущерб интересам Минфина и банков США. А это всё, что осталось.
США выключили экономических игроков России (кроме не связанных с государством – а кто в России не связан с государством?) из финансовой системы мира. Любые кредиты субъектам РФ более чем на 90 дней под запретом. Покупка новых выпусков гособлигаций под запретом. Денег нет.
США отключили РФ от возможности покупать что-либо современное в мире под общим запретом на продажу России продукции двойного назначения, то есть того, что можно использовать в оборонной промышленности. Этот приём ещё из времён холодной войны. «Двойное назначение» очень скользкая вещь, матрицу тепловизора можно вставить в прицел, а можно в медицинский прибор, и тот, и другой будут измерять тепло тела человека, только в разных целях. Технологий тоже нет.
США понимают, что ахиллесовой пятой экономики РФ является нефть и газ. Поэтому они поставили под запрет передачу РФ любых технологий для сланцевой добычи, добычи в Арктике и на шельфе. Американским компаниям нельзя владеть более чем 30% акций в любом деле, связанном с российской нефтью. Развитие нефти затруднено.
И, наконец, РФ и США позакрывали друг другу больше половины дипломатических объектов и выдача виз практически прекращена. Граждане России теперь летают в Киев, Нур-Султан или Кишинёв за визами. Поездок нет.
В принципе, санкций и их причин много (Украина, Иран, Сев. Корея, права человека, Магнитский, Сирия, трубы, химические атаки и даже допинг в спорте), но результат один. Система отношений разрушена, договора об ограничении вооружений денонсированы – дальше давить некуда, остаётся только ждать результата.
Для Центральной Азии и Казахстана маленькая польза может быть и есть в том, что какие-то инвесторы начинают смотреть на нас, как альтернативу РФ, но на 90% больше вреда. Гораздо полезнее в качестве партнёра была бы быстро развивающаяся свободная от санкций богатая Россия.
Большая польза будет от нормализации визовых отношений. У Казахстана в этом отношении всё почти прекрасно. Визы в Америку даются сроком на 10 лет и для продления даже не надо ходить в посольство, можно отправить паспорт по почте.
У Кыргызстана в феврале возникли проблемы. Администрация Трампа объявила о расширении списка стран, гражданам которых будет ограничен въезд в Соединенные Штаты. Впервые в этот перечень попало государство бывшего СССР — Кыргызстан. Кроме него в список вошли Нигерия, Судан, Танзания, Эритрея и Мьянма. Что за список? И почему Кыргызстан? Власти в Бишкеке и посол США говорили какую-то нелепицу про паспорта не по форме. А чем отличаются эти паспорта, толком никто и не объяснил, тем более что известно, что паспорта для Кыргызстана печатаются где-то в Европе. Надеюсь, что этот абсурд будет выправлен, а то тысячи людей лишены возможности повидаться с родственниками.
Очень крепкие связи с США у Узбекистана, и мне кажется, сейчас с новым президентом будет дан новый старт в этом направлении. Демократы вообще-то больше, чем республиканцы, любят разговоры про демократию и права человека, но это только первые пять минут. Дальше демократы тоже практичные люди, и переходят к обсуждению реальных проблем экономики. Поэтому всем нашим сильным лидерам региона придётся больше выслушивать «лекций» про демократию, но это больше для порядку.
А для бизнеса всё будет хорошо – возвращается нормальность. Для бизнеса самая страшная вещь это непредсказуемое будущее. Это главный риск. Страшнее всего удар оттуда, откуда не ожидаешь. Любые риски, которые просчитываемы – можно брать. И в этом плане Трамп был плохой президент. От него никто не знал, что ждать. 30% внешней торговли США с Китаем и никто не знал, что будет завтра. Что можно, а что уже нельзя?
С Байденом можно уже сегодня сказать про перспективы в 2024 году. Никаких неожиданностей. Всё по карте, по правилам, консенсус. И так легче.