В соцсетях все чаще мелькают фотографии утопающей в смоге столицы Казахстана. Выхлопы автомашин, тепловые станции, работающие на угле, и печное отопление частного сектора сделали свое черное дело в Нур-Султане. В безветренную зимнюю погоду из-за густого и тяжелого дыма миллионного города вообще не видно. На поверхности торчат лишь верхушки небоскребов и Байтерека. Вот она – столица показушной выставки ЭКСПО-2017. Спрашивается, где та зеленая экономика и чистая энергетика, о которой власти рассказывали казахстанцам и всему миру три года назад?

Пользователи соцсетей активно обсуждают ухудшившуюся с началом отопительного сезона экологическую ситуацию в Нур-Султане, иллюстрируя ее красноречивыми фотографиями, на которых сизый дым сжигаемых углеводородов (в первую очередь автомобильного топлива и каменного угля) безжалостно пожирает архитектурные символы столицы. Жители мегаполиса жалуются на удушливые выбросы, ругают чиновников и не жалеют для них зубодробительных комментариев и хлестких реплик.

И в этой связи очень хочется вспомнить событие планетарного (именно так его нам преподносила государственная пропаганда) масштаба, прошедшее в столице Казахстана три года назад, – выставку ЭКСПО на тему «Энергия будущего». Она была целиком посвящена переходу на альтернативные возобновляемые источники энергии.

На показуху не скупились – ради приема миллионов туристов построили новый железнодорожный вокзал и второй терминал аэропорта, заказали салюты и фейерверки, расщедрились на популярных артистов. По одной только линии Министерства культуры и спорта в столице в дни проведения выставки состоялось более 700 культурно-зрелищных мероприятий. Всего же их в программе ЭКСПО было около 3 тысяч. Чего стоят одни только экскурсии, на которые из регионов в добровольно-принудительном порядке привозили студентов, бюджетников и работников промышленных предприятий. Тысячами.

В проведение этого эпохального мероприятия вбухали невероятную сумму. Только по официальным данным на него потратили 565 млрд тенге или 2,1 млрд долларов — и это по самому скромному прайсу. С учетом косвенных расходов и так называемых «спонсорских» отчислений нацкомпаний на всякие сопутствующие нужды, стоимость выставки существенно вырастает (стоит напомнить, что изначально расходы на выставку оценивали в 800 млрд тенге или 3 млрд долларов).

Вся наша огромная страна несколько лет надрывала пуп ради того, чтобы провести летом 2017 года в буквальном смысле слова всемирную ярмарку тщеславия, вся наша пропаганда (включая районные многотиражки и школьные стенгазеты) надрывала горло, чтобы доказать окружающему миру и самим себе величие достигнутых экономических и политических результатов.

Парадокс в том, что изначально всем было ясно, что Казахстан со своей международной специализированной выставкой, посвященной альтернативным источникам энергии, сильно промахнулся и сел в лужу. По всем параметрам. В прочно сидящей на углеводородной энергетике и углеводородном экспорте стране выбранная тематика ЭКСПО звучала как издевательская насмешка.

Торжеством логики абсурда стали заявленные планы организаторов превратить опустевшие вставочные павильоны в музей энергии будущего. То есть народ еще ее не дождался и даже не успел толком понять, что она собой представляет, а ее уже сдали в архив.

Благодаря неимоверным усилиям и колоссальным ресурсам (финансовым, материальным, людским, административным) страна провела на площадке ЭКСПО международную презентацию собственных достижений. И в чем? В сфере разработки и применения альтернативных источников энергии. Это где они у нас? Ау! Мы что-то их не видели. Если верить открытым статистическим данным, вся вырабатываемая в Казахстане электроэнергия экологически грязная. Большая ее часть (72%) производится тепловыми станциями, работающими на каменном угле. Еще 14% приходится на гидростанции. Оставшийся объем производится на газе и нефтепродуктах.

Ни солнечной, ни ветровой, ни приливной электроэнергетики в Казахстане нет. Производства биотоплива (на основе масличных культур) – тоже нет,  и никто им не интересуется.

Странно. Природные возможности (такие, как солнце, ветер, море, огромные территории) есть. Госпрограммы, провозглашающие стратегической целью страны построение «зеленой экономики», давно разработаны и вроде бы действуют. Футуристические павильоны ЭКСПО, посвященные возобновляемой энергии, тоже есть. А технических, научных и финансовых ресурсов для использования имеющихся природных богатств – нет. И желания продвигать зеленую энергетику – тоже нет. 

В выстроенном китайцами городке ЭКСПО показывать было нечего. Гостей забавляли роботы, мультфильмы про новые технологии, абстрактные видеоролики о жизни без углеводородов и прочая научно-популярная фантастика. В реальности же посетители запомнили выставку в основном благодаря культурно-массовым мероприятиям, сувенирам и дегустациям с упором на национальный колорит.

И вот спустя три года после события «планетарного масштаба» нас настиг закономерный и печальный итог. Миллионный мегаполис утопает в копоти и саже от сжигаемого бензина, мазута и угля, тогда как в сферическом павильоне «Нур Алем» вольготно расположился музей энергии будущего.

ЭКСПО стала символом победившего абсурда.     

Безопасная и чистая энергия будущего, в пропаганду которой вбухали не то два, не то три миллиарда долларов (или 1,5% ВВП), так и осталась в будущем.

А мы – остались в прошлом, с ископаемым топливом. И отказываться от него не собираемся.

Занимательная статистика. Объем промышленных выбросов в атмосферу в 2014 году составил 2 млн 260 тысяч тонн. Через три года, то есть в год проведения ЭКСПО, уровень вредных эмиссий составил 2 млн 357 тысяч тонн. В 2019 году этот показатель снова подрос – до 2 млн 400 тысяч тонн. Объем накопленных твердых промышленных отходов перевалил за 20 млрд тонн.

В основном это вызвано особенностями экстенсивного развития страны – за счет использования природных ресурсов. За последние десять лет добыча угля возросла почти на 20% и превысила 110 млн тонн, добыча нефти увеличилась за этот же период на 18,5% и достигла 90 млн тонн. Соответственно, увеличиваются промышленные эмиссии и отходы.

При этом министр национальной экономики Руслан Даленов в своем недавнем выступлении в парламенте радостно заявил, что ежегодная добыча нефти в Казахстане уже к 2025 году возрастет до 100 миллионов тонн. Так что стратегические акценты более чем ясны.

А чтобы у читателей не осталось никаких иллюзий по поводу того, какую экономику мы строим, отмечу, что вот уже более десяти лет наша страна занимает первое место в мире по добыче урана. Как сообщает на своем сайте Министерство энергетики, на долю Казахстана приходится 42% всей мировой добычи урана. Пока мы экспортируем просто топливо, то есть сырье. Но в правительстве уже планируют строительство собственной АЭС.

Так что, коптили небо – и дальше будем.

В стране, которая на весь мир хвасталась альтернативными источниками энергии и новыми экологически чистыми технологиями, не осталось чистых территорий, а жители жалуются в соцсетях на то, что им нечем дышать. Ирония судьбы.


На обложке фото Ильи Астахова с сайта LITER.kz 

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.