12 января Центральная избирательная комиссия Казахстана опубликовала постановление об итогах парламентских выборов, прошедших 10 января 2021 года. Сюрпризов нет — победила партия власти «Нур Отан», набравшая, по данным ЦИК РК, 71,09%. С большим отрывом от нее идут «Ак жол» — 10,95%, Народная партия Казахстана — 9,1%, «Ауыл» — 5,29% и ADAL — 3,57%.
Таким образом, в Мажилис Парламента РК прошли «Нур Отан» (76 мандатов), «Ак жол» (12 мандатов) и НПК (10 мандатов). Еще девять депутатов избраны Ассамблеей народов Казахстана 11 января.
Явка избирателей в день выборов, по данным ЦИК РК, составила 63,3%.
Но стоит ли доверять цифрам, озвученными ЦИК?
Когда победа — признак слабости
Президент «Фонда развития парламентаризма в Казахстане» Зауреш Батталова, отвечая на наш вопрос, заметила, что доверия у нее не было ни к одной электоральной кампании последних лет, и эти выборы – не исключение.
Одной из главных причин она назвала давление на наблюдателей:
«Если раньше ограничение для наблюдателей вводились на законодательном уровне, то на этих выборах – на уровне подзаконных актов, в том числе используя возможности пандемии коронавируса. Ограничения были довольно жесткими: во-первых, было сокращено количество наблюдателей, во-вторых запрет на фото- и видеозапись показал, что на выборах было что скрывать. Если ранее на наблюдателей не обращали внимания, то на президентских выборах 2019 года и прошедших парламентских (за счет того, что в движение наблюдателей включились независимые общественные объединения), власти решили жестко зарегулировать их возможности и не дать провести наблюдение в полном объеме. И уже только этот факт не позволяет мне говорить, что выборы были прозрачными, а итоги — честными».
Еще одним существенным недостатком выборов Зауреш Батталова считает тот факт, что они проходят только по партийным спискам, в результате чего носят, по сути, закрытый характер.
«В бюллетенях был только список партий, а кого конкретно избрали в мажилис и маслихаты мы не увидели. Партии вольны сами назвать эти фамилии, в частности, в НПК мне сказали, что проведут по этому поводу съезд. Получается, что выборы состоялись 10 января, а депутатов нет на настоящий момент. Нам известны только три партии, которые якобы набрали проходной балл, и девять конкретных фамилий, которых избрали в Ассамблее народов Казахстана».
Кстати, выборы, которые прошли в Ассамблее народов Казахстана 11 января, она назвала прямым нарушением принципа равенства избирательного процесса (как известно, члены АНК имеют право голосовать дважды – на всеобщих выборах, как граждане Казахстана, и на «внутренних», когда выбирают депутатов из числа представителей национальных диаспор), что также не добавляет итогам справедливости.
А высокий процент голосов, который получила партия «Нур Отана» на выборах, президент фонда расценила как признак слабости партии власти.
«В Казахстане нет оппозиционной партии. Те, что ранее имели регистрацию, сегодня ликвидированы, новые не были зарегистрированы. На поле остались партия власти и аффилированные с ней структуры, которые никак не проявляли себя в межэлекторальный период, но пошли на выборы, чтобы продемонстрировать миру наличие многопартийности в Казахстане. И те три партии, что присутствовали в прежнем созыве парламенте, опять прошли. Я надеялась, что разум возьмет верх, и второй и третьей партиям позволят набрать больше мандатов, чтобы создать хотя бы видимость конкуренции. Но, увы, партия №1 настолько слаба, что боится межпартийной конкуренции даже с дружественными структурами», — считает Зауреш Батталова.
Цифрам ЦИК нельзя доверять
Публицист Сергей Дуванов обосновал свое недоверие к данным ЦИК так:
«Помимо официальных данных ЦИК, есть данные независимых наблюдателей. Да, они разрозненные, но в целом картина выстраивается адекватная, реальная. И отталкиваясь от цифр наблюдателей, которые я считаю достаточно объективными, можно сказать, что результаты выборов, которые озвучивает официоз, неточные, мягко говоря, а, по сути, лживые. Я думаю, что в два-три раза в некоторых случаях идет либо завышение цифр, либо занижение».
«К тому же, я учитываю тридцатилетний опыт проведения выборов в Казахстане, в которых участвовал не только как пассивный избиратель, но и как наблюдатель, и как аналитик. Это позволяет мне говорить, что сегодняшним данным ЦИК абсолютно нельзя доверять. На первых выборах после перестройки и обретения независимости еще было подобие объективности — в парламент проходили такие депутаты, как Чернышев, Воронов. Но после верхушка утвердилась во мнении, что для того, чтобы удержать власть, выборы нужно контролировать».
Если бы выборы в Казахстане были честными, то, по его словам, могло бы сработать «умное голосование», которое предлагало применить гражданское общество и оппозиция. И в мажилис могли бы пройти те партии, за которые предлагалось голосовать в его рамках, например, «Ауыл». Что касается «Нур Отана», то эта партия, безусловно, тоже бы прошла, потому что в ее активе есть и традиция, и сторонники, но ее присутствие ограничилось бы 15-20%.
И еще более кардинально картина выборов изменилась бы, по мнению Сергея Дуванова, будь в бюллетене графа «против всех»:
«Не нужно даже проводить социологические исследования, достаточно пройти по городу, проехать в такси, чтобы понять настроения в обществе. Практически каждый второй говорит: «Да пошли они все…». Негатив очень сильный. Не менее 50%, я думаю, однозначно бы выбрали позицию «против всех», а может и больше».
Нет доверия — нет голосов
Сомнения в честности ЦИК выразили и специалисты исследовательских структур. Например, руководитель Центра исследований «Сандж» Жанар Джандосова сообщила, что по данным опроса, проведенного центром 11 января 2021 года, партия «Нур Отан» набрала 56% голосов избирателей.
На сегодняшнем брифинге Жанар Джандосова рассказала:
«11 января нами путем телефонных звонков было опрошено 3426 человек по всему Казахстану. Респонденты выбирались из телефонной базы в 117 тысяч абонентов электронным образом. Данные получились очень репрезентативными, ошибка выборки составляет меньше 1,6%, достоверность результата – 95%».
По данным опроса «Сандж», партия «Адал» набрала 12,1% голосов избирателей, «Ак жол» — 16%, «Ауыл» — 12,5%, НПК – не более 3%. Такие существенные разногласия в цифрах ЦИК и цифрах, полученных в ходе опроса, ставят вопрос о доверии избирательным комиссиям.
«В день голосования были нарушения прав наблюдателей. Они сообщали, что их удаляли из участков, не допускали к процессу подсчета голосов. А вышедшее в декабре минувшего года постановление ЦИК прямо ограничило процесс наблюдения», — сказала Жанар Джандосова.
В свою очередь директор по исследованиям Центра «Сандж» Айнагуль Шарипбаева отметила в ходе брифинга, что хотя вопрос о том, почему тот или иной избиратель не пошел на выборы, в ходе опроса не ставился, ответы были получены — респонденты сами проявляли инициативу.
«Свой отказ от голосования они аргументировали недоверием к выборам, то есть, по их мнению, за кого бы они не проголосовали, победителем выйдет «Нур Отан». Плюс из представленных партий они не видели «своей». Другими словами, главный аргумент отказа от участия в голосовании — отсутствие выбора», — резюмировала эксперт.
Что касается явки избирателей, то на выборах 10 января, по данным опроса Центра исследований «Сандж», она составила всего 44%.
Полностью брифинг можно посмотреть ниже по ссылке.
https://www.facebook.com/KazakhstanPressClub/videos/157306522856130
…Похоже, выборы 10 января 2021 года войдут в историю страны как еще одни нечестные и несправедливые. Власть снова переиграла общество, сохранив контроль за парламентом в своих руках. Вопрос — надолго ли?