Кто-то из великих сказал, что нет предела совершенству. Вот и в Казахстане вновь совершенствуется антикоррупционное законодательство.

На прошлой неделе депутаты сената парламента одобрили и направили на подпись президенту Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Если глава государства его подпишет, в стране появятся публичные должностные лица, финансовая деятельность которых будет рассматриваться, что называется, под микроскопом. 

В документе, который является совместным творчеством депутатов обеих палат парламента, предлагается закрепить понятие «публичные должностные лица» для установления на законодательном уровне контроля по операциям с деньгами и иным имуществом, осуществляемым этими лицами.

«К публичным должностным лицам, их супругам и близким родственникам, которым присвоен высокий уровень риска при получении соответствующих услуг от субъектов финансового мониторинга, будут применяться дополнительные меры надлежащей проверки. Такой вид мониторинга также послужит дополнительным инструментом в противодействии коррупции», – сказала, в частности, на заседании палаты сенатор Ольга Перепечина.

Также она добавила, что неприятие подобных мер может привести к экономическим санкциям со стороны участников Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF).

Впрочем, кого из чиновников возьмут «на карандаш», пока не ясно, потому что право составления перечня «публичных должностных лиц Республики Казахстан» отдали на откуп президенту. Пока лишь предполагается, что в него войдут депутаты, министры, акимы, прокуроры и судьи. Хотя сенатор Мурат Бахтиярулы в антикоррупционном запале сказал журналисту одного из изданий, что в список  может войти и первый президент страны Нурсултан Назарбаев.

Директор Казахстанского международного бюро по правам человека Евгений Жовтис, которого мы попросили прокомментировать законодательные новеллы, считает, что подход к определению списка «публичных должностных лиц» должен быть предельно простым.

«Публичное должностное лицо – это государственный служащий, занимающий должность. И их перечень должен быть законодательно определен – либо в том законе, что ушел на подпись президенту, либо в Законе РК «О государственной службе».

Если мы хотим серьезно бороться с коррупцией и соответствовать международным стандартам, то публичными должностными лицами должны быть объявлены, по-хорошему, все госслужащие. Так как они все содержатся на налоги, и народ имеет право интересоваться, как они используют свою должность с точки зрения блага для государства и общества.

Другое дело, что их круг может быть очерчен и не касаться, допустим, руководителей департаментов ведомств, не говоря уже о ведущих специалистах», — сказал Жовтис в комментарии KZ.media.

Сам закон правозащитник считает «шагом в правильном направлении», а причины его появления объясняет двумя факторами:

«Во-первых, появление этого закона может означать, что все уже выведено, спрятано, распихано и отмыто. Но мы ведь пока существуем в системе, где коррупция неразрывно связана с политической властью и является ее продолжением.

Коррупция – это не только, условно, взятки, это влияние на те или иные госорганы, на процессы, на обмены интересами в бизнес-пространстве и прочее. И пока вопросы не решаются системно, а в данном случае это – равенство всех перед законом и неизбежность наказания, остается подозрение, что применение закона будет зависеть от степени влияния того или иного лица, находящегося на вершине пирамиды власти.

То есть шаг сам по себе – правильный, нужно будет смотреть на правоприменение.

Во-вторых, принятие подобного закона является и политическим актом в преддверии готовящегося визита президента РК Касым-Жомарта Токаева в Брюссель для встречи с руководством Европейского Союза. В рамках подготовки к этому визиту мы хотим и смертную казнь отменить, и выпускаем на волю Арона Атабека, а теперь и с коррупцией по-новому боремся — то есть идет набор такого позитивного портфеля мер.

Конечно, для контроля за чиновниками было бы проще ввести всеобщую декларацию доходов для госслужащих, но пока делаются промежуточные шаги. Мы же вообще любим двигаться промежуточными шагами, так сказать, режем хвост кошки по частям».

К заявлению сенаторов, что в список «публичных должностных лиц» будет включен Назарбаев, правозащитник отнесся скептически. Евгений Жовтис полагает, что «специальные законы, которые защищают первого президента от любого рода преследования, предоставят ему иммунитет и в этом плане».

Напомним, что согласно Закону РК «О Первом Президенте Республики Казахстан — Лидере нации», Нурсултан Назарбаев обладает неприкосновенностью и не может быть привлечен к ответственности за действия, совершенные в период исполнения им полномочий президента.

Неприкосновенность распространяется на все имущество, принадлежащее на праве частной собственности как ему самому, так и совместно проживающим с ним членам его семьи, а также на имущество, принадлежащее Фонду Первого Президента Республики Казахстан и иным учреждаемым им юридическим лицам.

Хорошо еще, что подобным иммунитетом не обладают все чиновники. Это позволяет надеяться, что с вступлением закона в силу и они сами, и их родственники станут жить… пусть не на одну зарплату, но скромнее.

Однако, учитывая мнение Жовтиса, что все, что можно, уже «выведено и отмыто», на душе становится печально.

FATF, конечно, организация весомая, но помнится мы, наплевав на соблюдение политических прав и свобод, и в ОБСЕ в 2010 году председательствовали, и недавно в Совет по правам человека ООН избрались.

СПРАВКА

 

FATF (Financial Action Task Force on Money Laundering) — межправительственная организация, занимающаяся разработкой мировых стандартов и рекомендаций по противодействию отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. Она была создана в 1989 году и сейчас активно взаимодействует со многими международными и межправительственными организациями по повышению прозрачности бизнеса и банковских операций.

 

В настоящее время в FATF входят 36 стран.

 

В августе 2013 года правительство РК обратилось в FATF с намерением получить членство в данной организации. Однако пока вопрос не решен положительно, так как меры по борьбе с коррупцией в РК не носят того системного и четкого характера, который предусматривают стандарты FATF.

Кстати, в Рекомендациях FATF говорится, что «публичные должностные лица – это лица, на которых возложены (или были ранее возложены) важные государственные функции в иностранном государстве. Например, главы государств или правительств, ведущие политики, высшие правительственные чиновники, должностные лица судебных органов, высшие военные чиновники, руководители госкорпораций, высшие должностные лица политических партий.

Служащие среднего и низшего звена не охватываются понятием «публичное должностное лицо».

При этом подчеркивается, что «деловые отношения с членами семьи и ближайшим окружением несут аналогичные репутационные риски», как если бы эти отношения устанавливались с самим публичным должностным лицом.

 

ПОДДЕРЖИТЕ НАС!

 

В Казахстане почти не осталось независимой прессы. За последние годы власти сделали все возможное, чтобы заткнуть рты журналистам и запугать тех, кто осмеливается писать о них правду. В таких условиях редакции могут рассчитывать только на поддержку читателей.

 

KZ.MEDIA – молодой проект. Редакция нашего медиаресурса не зависит ни от власти, ни от олигархов. Для нас нет запретных тем, мы пишем о том, что считаем важным. НО НАМ НУЖНА ВАША ПОДДЕРЖКА! 

 

Помогите нам рассказывать вам ПРАВДУ о ВАЖНОМ

 

Поддержать нас можно через KASPI GOLD, отправив свою сумму на номер телефона 8-777 681 6594  или на номер карты 5169 4971 3344 9037.  

 

И есть еще несколько способов – они на этой странице.

Spread the love

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.