Юбилей независимости Казахстан встречает с грустными экономическими показателями. Рост инфляции по итогам октября составил 8,9% в годовом выражении. Это рекордный показатель за пять лет. Выше инфляция была только в 2015 году, когда произошел обвал курса национальной валюты. 

Безудержный рост цен на продукты во всей красе демонстрирует главную особенность казахстанской экономики – вдоволь и досыта она кормит лишь немногих бенефициаров: олигархов, чиновников, финансистов, персонал нацкомпаний. Все остальное население – лишние рты и обуза для государства.

У властей Казахстана есть три любимые забавы. Они героически сражаются с коррупцией, развивают экономику (индустриальную, зеленую, инновационную, догоняют 30 самых развитых стран) и… сдерживают инфляцию. 

Больше по этой теме читайте здесь.

По моим ощущениям, стремительный рост цен стал главной проблемой для страны в этом году. На фоне подорожавших продуктов официальные новости кажутся обманом. В войне телевизора и холодильника всегда побеждает последний. 

Рассказы про великие свершения в деле государственного развития на голодный желудок плохо воспринимаются. Власть все это понимает и постоянно пытается подкрепить идеологическое пустословие и шелуху пусть скромными, но вполне конкретными материальными радостями.

Мы все помним, что в начале года партия «Нур Отан» и глава государства Касым-Жомарт Токаев пообещали казахстанцам достойную жизнь каждому и заявили об увеличении доходов на 27% к 2025 году. 

Увы, вышедшая из под контроля ситуация с ценами ставит на предвыборных обещаниях партии власти крест. Никакого роста благосостояния, как мне кажется, не стоит ждать. Его съест инфляция, которая уже в первом полугодии вышла за рамки установленного президентом годового коридора в 4-6%. 

Начиная с июня правительство и руководство Национального банка РК постоянно обсуждают срочные меры по снижению роста цен. Антиинфляционная программа — стандартная, содержит известный набор деклараций и обещаний: искоренить теневые посреднические схемы в торговле, ужесточить меры антимонопольного реагирования, поддержать фермеров, увеличить  объемы производства, активизировать роль региональных стабфондов и так далее и тому подобное. 

Но, несмотря на все эти призывы и заклинания, остановить инфляцию не удалось — ее уровень в октябре достиг 8,9%. Продовольственная инфляция еще выше. Она стала двузначной – 11,5%. 

Последний раз так стремительно дорожали товары и продукты в 2015 году, когда вслед за подешевевшей нефтью власти стремительно обесценили (в угоду сырьевым олигархам и бюджету) тенге. Сейчас нефтяные цены на мировом рынке вроде бы стабильны, никаких катастроф не ожидается, но в Казахстане ситуация, как и шесть лет назад, весьма тревожная.  

На прошлой неделе президент Касым-Жомарт Токаев в ходе рабочей поездки в Экибастуз снова говорил о росте цен. Он признался, что в запланированный уровень (4-6%) инфляция уже вряд ли уложится, громко отчитал своих министров и потребовал принятия срочных мер. И уже через два дня кабмин под руководством Аскара Мамина собрался в столице и отчитался о нулевой (!) инфляции. Все в лучших восточных традициях. 

Между тем правительство и Национальный банк РК уже нашли объяснение инфляционному всплеску, объяснив его:

во-первых, эффектом отложенных цен, которые в прошлом году из-за пандемии были заморожены, а со снятием ограничений рванули вверх, так как производители поспешили отыграть понесенные потери; 

во-вторых, глобальной тенденцией. Дескать, цены на сырье и продовольствие растут во всем мире и значит в Казахстан инфляция импортирована извне. 

Не вижу смысла вступать в полемику и спорить с экспертами (весьма вероятно, что они правы), но вместо этого хочу обратить внимание читателей на обычные продуктовые цены в Берлине (где с некоторых пор автор этих строк проживает).

Я не искал специально магазины для выгодных сравнений и банально зашел в самый близкий от меня небольшой супермаркет Netto, в котором закупаюсь постоянно. Для удобства сразу переведу цены в тенге (возьмем по округленному курсу 500 тенге за 1 евро).  

Картофель здесь продают по 225 тенге (45 центов) за килограмм. Лук по 250 тенге (50 центов), капуста свежая 345 тенге (69 центов). Хлеб ржаной весом 1 кг стоит 595 тенге (1,19 евро), куриные яйца — 750 тенге (1,5 евро за десяток), молоко 1 литр жирностью 3,8% – 360 тенге (72 цента), сыр 2487 тенге за 1 кг (4,97 евро), масло сливочное жирностью 82% пачка 250 грамм 695 тенге (1,39 евро). Спагетти и макароны 345 тенге (69 центов) за 500 грамм.

Колбаса сырокопченая 1 кг за 3300 тенге (6,60 евро), сосиски и сардельки 2995 тенге (5,99 евро) за 1 кг, фарш свинина/говядина 2790 тенге (5,58 евро) за 1 кг, мясо свинина мякоть 1700 тенге (3,5 евро) за 1 кг.

Курица 1895 тенге (3,79 евро) за 1 кг, окорочка 1375 тенге (2,75 евро) за 1 кг, куриное филе 3000 тенге (6 евро).

Масло подсолнечное 695 тенге (1,39 евро) за 1 литр. 

За некоторым исключением берлинские цены почти по всему ассортименту весьма схожи с казахстанскими, а если и расходятся, то незначительно. При желании все эти продукты можно купить и дешевле, так как в здешних супермаркетах регулярно объявляются всякого рода скидки и распродажи.  

При этом в Германии тоже высокая инфляция. По итогам октября она достигла 4,5%. Это рекорд. Такой инфляции здесь не помнят с 1993 года. Но ни пресса, ни оппозиция по этому поводу особо не шумят. А правительство не призывает заморозить цены, производителей не вяжут меморандумами, сельских фермеров не подвергают продразверстке и не заставляют возить караваны дешевого продовольствия в крупные города.

Хотя немецкие обыватели тоже жалуются и постоянно отмечают, что лет десять назад тот или иной продукт стоил намного дешевле.

Но вопрос не в том, какие цены (справедливые или нет) в Германии. Вопрос — почему в Казахстане они точно такие же. С какой стати? 

Возможно, читатели возразят мне и скажут, что в Германии и вообще в Европе сильна господдержка фермеров, и они получают большие субсидии.  Но в Казахстане разве не также?

Загляните в республиканский бюджет — все расходы министерства сельского хозяйства РК это субсидии и выплаты для сельхозпроизводителей. Сотни миллиардов тенге чиновники раздают в буквальном смысле этого слова. На семена, удобрения, племенной скот, переработку сельхозпродукции, солярку и так далее. Насколько прозрачно и эффективно казахстанское субсидирование – это другой вопрос. Но если субсидий мало – дайте больше, в чем проблема?

При этом не стоит забывать, что тарифы на электроэнергию, цены на ГСМ, налоги – несопоставимы. Затраты любого производителя в Германии заведомо выше, чем у нас. А вот цены на продукты одинаковые. Грустный парадокс. 

Наши власти так громко обещали догнать Европу, что уже не совсем понятно: это у них цены низкие или у нас они высокие? 

А если серьезно, то хотелось бы сравняться с развитыми странами не только ценами, но и зарплатами. В Германии минимальная оплата наемного труда составляет 9,50 евро в час, что при восьмичасовом рабочем дне дает в месяц 1600 с лишним евро. В Казахстане же минимальная зарплата составляет 42500 тенге в месяц или 85 евро.

Грубо говоря, казахстанцы зарабатывают в двадцать раз меньше, чем жители Германии, а чек за продукты одинаковый!

То есть наши люди работают за еду. На отдых, образование, путешествия, бытовую технику или мебель средств уже не остается. О покупке недвижимости и финансовых инвестициях я вообще молчу.  

Это к вопросу об итогах экономического и государственного развития.

За 30 лет независимости власти построили такую страну, где сытно и уютно живется весьма ограниченному кругу лиц.  Олигархи, чиновники, топ-менеджеры, банкиры – вот основные бенефициары казахстанской экономики.

А главный залог ее процветания — дешевая национальная валюта и дешевая рабочая сила, работающая за еду. Это все, что нужно для добычи и вывоза природных ископаемых.

Можно, конечно, было бы построить сырьевую экономику более справедливую, работающую на все общество, как в Норвегии. Но не получилось. Видимо, в переломный момент у кого-то для этого не хватило политической воли. Кто-то не справился с соблазнами. Поэтому теперь мы имеем то, что имеем.

ПОДДЕРЖИТЕ НАС!

 

В Казахстане почти не осталось независимой прессы. За последние годы власти сделали все возможное, чтобы заткнуть рты журналистам и запугать тех, кто осмеливается писать о них правду. В таких условиях редакции могут рассчитывать только на поддержку читателей.

 

KZ.MEDIA – молодой проект. Редакция нашего медиаресурса не зависит ни от власти, ни от олигархов. Для нас нет запретных тем, мы пишем о том, что считаем важным. НО НАМ НУЖНА ВАША ПОДДЕРЖКА! 

 

Помогите нам рассказывать вам ПРАВДУ о ВАЖНОМ

 

Поддержать нас можно через KASPI GOLD, отправив свою сумму на номер телефона 8-777 681 6594  или на номер карты 5169 4971 3344 9037.  

 

И есть еще несколько способов – они на этой странице.

Spread the love

2 КОММЕНТАРИИ

  1. А мне казалось, что курс тенге зависит от курса рубля. А разве он был иной, чем до 15-го года и после?

  2. В диктаторском стране государству выгодно чтоб 50-60% народ голодал, чтоб народ думал только о еде , чтоб не лез в политику, а то им не выгодно !

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.