Мои пять копеек относительно долгожданного выступления президента США Дональда Трампа после ракетных ударов Ирана по американским военным базам.
1. Сразу отмечу, что оно было необыкновенно сдержанным по тональности, скупым на подробности и немного стерильным с точки зрения смысловой нагрузки.
2. Ничего нового. Половина выступления — это повторения Трампом того, что он уже говорил много раз: о победе над «Исламским государством», о Касеме Сулеймани, и злобном Иране и о самой могущественной армии и самой великой нации на Земле.
3. «Ответки» на «ответку» не будет. Штаты берут паузу и отвечать на ракетные удары Ирана не будут. Это из позитива. Третья Мировая война, о которой неделю кричала сердобольная публика, пока что отменяется.
4. Новые санкции. США продолжат свою «стратегию максимального давления» и введут очередной пакет жёстких санкций против Ирана, пока он «не изменит поведение».
5. Проблемы с Ираном не решены. Выступление Трампа не добавило понимания, какой является стратегия США по Ирану и чего они хотят добиться в конечном счёте. Что понимается под «изменением поведения» и какой должна быть «новая ядерная сделка» Трампа?
6. Союзники, которых нет. Трамп снова призвал НАТО играть большую роль на Ближнем Востоке, дабы США могли перенести на своих союзников часть своих глобальных полицейских функций. Однако как он планирует это сделать — пока что непонятно. Идея «ближневосточного НАТО» умерла в 2018 году, альтернативы пока не придумали.
7. Нефть. Трамп прямым текстом заявил, что Штаты стали крупнейшим производителем нефти и газа, из чего следует, что они более не нуждаются в Ближнем Востоке. Это заявление — серьёзный сигнал американским союзникам (Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт, Бахрейн, Катар, Оман), который убедит их в том, что они теперь сами по себе, и должны формулировать свою будущую геостратегию уже без зонтика безопасности Штатов. Тут сыграл изоляционизм Трампа по отношению к Ближнему Востоку.
Общий итог: Штаты взяли паузу и снизили градус напряжения. Сейчас будет краткосрочный период де-эскалации. Возможно, обе стороны попытаются наладить контакт через посредников.
В средне- и долгосрочной перспективе вероятность примирения всё ещё мала, учитывая непримиримость позиций Трампа и иранского руководства по ядерке и региональным вопросам, из-за отсутствия у США стратегического видения решения «иранской проблемы» и очень серьёзного кризиса доверия между Вашингтоном и Тегераном, особенно после убийства Сулеймани.
Так что топор войны никто закапывать не спешит.
ОБ АВТОРЕ. Илия Куса — эксперт по вопросам международной политики и Ближнего Востока Украинского института будущего.