Очередные антирекорды бьет Павлодарская область. По валовому объему промышленных выбросов в атмосферу и по онкологической заболеваемости регион снова оказался в лидерах.
Несмотря на громкую природоохранную риторику и обещания властей построить зеленую экономику, экологическая ситуация принципиально не меняется и выбросы стабильно растут. Потому что для властей промышленный рост важнее экологии. Вот уже три года подряд область занимает первое место в Казахстане по объему эмиссий. По смертности от злокачественных новообразований область находится на втором месте.
В ходе своего первого рабочего визита в Павлодарскую область президент Касым-Жомарт Токаев весной прошлого года отметил в числе наиболее актуальных проблем региона негативное влияние на экологию промышленных предприятий и поставил перед руководством области задачу по улучшению ситуации. Прошел почти год: ситуация нисколько не изменилась.
В Павлодарской области объемы вредных промышленных выбросов по итогам 2019 года составили 717,5 тысяч тонн, что больше показателя 2018 года.
В Павлодарской области объемы вредных промышленных выбросов по итогам 2019 года составили 717,5 тысяч тонн, что больше показателя 2018 года. С 2017 года Павлодарская область лидирует по объемам эмиссий, отодвинув на второе место Карагандинскую область. Объемы утвержденных эмиссий намного выше фактических выбросов – 1 млн тонн в год. И данный показатель также растет.
Это тревожный симптом, говорящий о технологической отсталости предприятий. Запрашивая для себя завышенные лимиты выбросов, предприятия пытаются подстраховаться на случай резкого увеличения объемов производства. Все это говорит о допотопности экономики региона, которая обеспечивает свой рост исключительно за счет экстенсивных методов.
Между тем, крупные промышленные предприятия Павлодарской области (АО «Евроазиатская энергетическая корпорация», АО «Алюминий Казахстана», АО «Казахстанский электролизный завод», Аксуский завод ферросплавов, Экибастузские ГРЭС-1 и ГРЭС-2, угледобывающие компании «Богатырь комир», «Майкубен-Вест» и др.) рапортуют о колоссальных и беспрецедентных усилиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду.
По закону каждый природопользователь обязан за свой счет проводить программу природоохранных мероприятий, и, судя по звучащим отчетам, крупный бизнес не жалеет сил и средств на это благородное дело. В прошлом году на экологические проекты предприятия области потратили 14,1 миллиардов.
Павлодарцам постоянно рассказывают о реконструкции энергоблоков, о внедрении чистых технологий, установке новых фильтров, рекультивации старых отработанных полигонов и золоотвалов, о регулярном экологическом мониторинге и разбивке вокруг заводов и электростанций зеленых защитных поясов. Однако же, несмотря на прилагаемые усилия и огромные расходы, уровень негативного воздействия на экосистему региона не снижается, оставаясь стабильно высоким.
При этом топ-менеджеры предприятий на вопросы, когда же начнется реальное сокращение вредных эмиссий в атмосферу, в ответ лишь с удивлением пожимают плечами и объясняют: все утвержденные госорганами природоохранные мероприятия выполняются ими в полном объеме. Чего ж вам еще?
А высокопоставленные чиновники прямым текстом заявляют: Павлодарская область это промышленный регион и их главная задача — привлекать инвестиции и обеспечивать экономический рост. В представлении чиновников задачи по снижению негативного воздействия на экологии и обеспечению роста ВРП принципиально несовместимы. И поскольку им приходится выбирать, то выбор очевиден — экономика важнее экологии.
В представлении чиновников задачи по снижению негативного воздействия на экологии и обеспечению роста ВРП принципиально несовместимы. И поскольку им приходится выбирать, то выбор очевиден — экономика важнее экологии.
Ну и напоследок любопытная статистика. В 2017 году рост ВРП Павлодарской области составил 3,6%, удельный вес экономики региона в ВВП республики составил 4,3%. В то же время на долю выброшенных павлодарскими предприятиями вредных выбросов в атмосферу (609 тысяч тонн) пришлось 25% от всех общереспубликанских эмиссий (их совокупный объем в 2017 году составил 2 357 800 тонн). В 2019 году объем вредных выбросов в области составил 717,5 тысяч тонн, или 29,9% всех промышленных эмиссий в стране (общереспубликанский объем 2,4 млн тонн).
Доля экономики региона в ВВП Казахстана составила 4,2%, а ее рост всего 2,7% (что ниже республиканского показателя в 4,5%).
Доля экономики региона в ВВП Казахстана составила 4,2%, а ее рост всего 2,7% (что ниже республиканского показателя в 4,5%). То есть, экономический рост в Павлодарской области все меньше и меньше, а объем выбросов – огромный. Мизерную долю в структуре экономики страны (4,2-4,3 процента) область оплачивает огромными экологическими издержками – почти треть всех вредных выбросов Казахстана приходится на Павлодарское прииртышье.
Таковы итоги несправедливой экономической модели, выстроенной в Казахстане. За счет юридической прописки своих офисов в Алматы и Нур-Султане (и даже в заморских офшорах) владельцы компаний-природопользователей выводят прибыли из регионов, оставляя их один на один с огромной кучей проблем.
Павлодарская область, на которую приходится 70% республиканской добычи угля, 30% добычи меди, 40% произведенных нефтепродуктов и электроэнергии, 75% ферросплавов, 100% алюминия, является дотационной. За счет собственных доходов в 2019 году регион закроет всего лишь 38% своих потребностей. Остальные 62% составят республиканские трансферты и субвенции.
Налицо классическая колониальная модель экономики, когда создаваемый за счет эксплуатации природных и человеческих ресурсов прибавочный продукт выводится в метрополию (в столицы и офшоры), а все издержки остаются в регионе. В их числе социальная депрессия, преступность, нищета, жилищно-коммунальные проблемы.
За богатства казахстанских олигархов региону приходится расплачиваться плохой экологией и жуткой статистикой заболеваемости. Павлодарская область многие годы входит в число лидеров по онкозаболеваемости.
По данным КазНИИ онкологии и радиологии, по итогам 2018 года область заняла третье место по заболеваемости злокачественными новообразованиями и второе место – по смертности от них.
Но даже на фоне таких показателей топ-менеджеры промпредприятий не теряют самообладания. Ссылаясь на только им известную статистику, они цинично уверяют, что экологический фактор является причиной лишь 20% онкологических диагнозов. Все остальные случаи якобы обусловлены образом жизни. То есть павлодарцы неправильно едят, не то пьют, не так живут, сами себя губят стрессами и вредными привычками загоняют в могилу, и совершенно незаслуженно винят в своих болячках плохую экологию и промпредприятия.
Странно только, что все эти машкевичи, кимы, кулибаевы и прочие владельцы павлодарских предприятий предпочитают жить не там, где зарабатываются их капиталы.