Депутаты Сената Парламента РК выступили не только против отдельных направлений деятельности национальной палаты предпринимателей «Атамекен», но и фактически обвинили ее в коррупции.
Произошло это в среду на парламентских слушаниях в сенате по вопросам состояния и развития легкой промышленности Казахстана. Во время дискуссии сенаторы затронули вопрос сертификации отечественных предприятий. В частности индустриальный сертификат и сертификат СТ-KZ, право выдачи которых было передано правительством в НПП «Атамекен».
Сенатор Серик Джаксыбеков прямо заявил — для бизнеса эта передача функций не принесла ничего хорошего.
«По поводу индустриального сертификата: бесспорно, это нужный документ. Но нужны четкие правила и регламент, а также ответственность госорганов. Потому что, посещая предприятия, мы слышали очень много нареканий. Вопрос простой: компания подает заявку на получение сертификата и входит в режим ожидания. 2,3,4,5,6 месяцев, что называется, без ответа и без привета. Согласно установленному порядку в компанию должен приехать эксперт и сделать оценку. Этого эксперта, оказывается, можно ждать как манну небесную», — заявил сенатор.
Защищать НПП стал первый вице-министр финансов Берик Шолпанкулов. По его словам, в НПП знают о проблемах и «пытаются оптимизировать процесс».
«В части выдачи «СТ-KZ», который будет подтверждать производство именно на этом заводе, сейчас через уполномоченный орган Министерства индустрии и инфраструктурного развития он выдается сертифицированными специалистами. Здесь хотим наладить процесс в части того, что в свое время «СТ-KZ» показал свою недееспособность, потому что очень много контрафактов подтвердили, что сертификаты были неправильно выданы. Это вопрос сейчас совместно с НПП мы отрабатываем», — заверил он.
Свое слово сказала по этому поводу и спикер сената.
«А вернуть государству эту функцию вы не планируете? По выдаче сертификатов разного рода. Забрать у «Атамекен» и отдать государству. Вы сами говорите, что работа неэффективная, что выдача сертификатов тоже коррумпированная сфера. Кроме того, индустриальные сертификаты не соответствуют стандартам и требованиям, которые предъявляет гоззаказчик. Это вообще две разные песни. Это тоже используется для того, чтобы устранить нежелательного потенциального исполнителя госзаказа. В этой сфере бардак полный. Мы считаем, что надо вернуть государству, дать навести порядок», — категорично заявила Дарига Назарбаева.
Заметим, что жалобы бизнеса на сложность получения этих сертификатов именно после передачи их в НПП «Атамекен» звучали в стране достаточно давно. Тем не менее, особых мер реагирования на жалобы в публичном пространстве не наблюдалось. При этом поле для действия сертификатов наоборот, расширяется: с 1 июля 2019 года вступили в действие новые правила госзакупок, согласно которым предприятия мебельной и легкой промышленности смогут участвовать в них только при наличии индустриального сертификата.
В дальнейшем наличие сертификата, подтверждающего реальное производство внутри страны, будет распространяться на других товаропроизводителей. Также требования по наличию этих сертификатов вводит в своих закупках и крупнейший в стране нацхолдинг (и крупнейший заказчик) «Самрук-Казына».
Дарига Назарбаева очевидно решительно несогласна со своей долей от коррупционного дохода внутри «шапраштинского клана и пошла в атаку на родственников на стороне своего второго мужа. Слухмейкеры, близкие к «библиотеке», говорят, что непосредственно перед встречей с послом она встречалась с Елбасы и поднимала «таможенный вопрос». Кроме того, слухмейкеры сообщают, что Кайрат Шарипбаев лоббируется Даригой Назарбаевой на пост председателя Совета директоров АО НК «КазМунайГаз», то есть на место Тимура Кулибаева: видимо, еще и этим объясняется ее критика в адрес Национальной палаты предпринимателей Казахстана «Атамекен».
в первую очередь под «удар» Дариги Назарбаевой попадет не сам Тимур Кулибаев, а его креатура — председатель правления Нацпалаты и член (НСОД) Аблай Мырзахметов — бывший министр транспорта и коммуникаций, который в 2002 году был приговорен к 5 годам лишения свободы условно за руководство преступным сообществом и совершение хищения на сумму более 3,3 млрд. тенге, и держащий под собой рынок, как легальной так и контрафактной водки в Казахстане, хотя ошибочно считалось, что «водочным королём» является Евгений Пак.