«Несмотря на обещания президента, журналистам по-прежнему мешают свободно освещать выборы. Порядка десяти репортеров столкнулись с помехами для их работы в ходе выборов депутатов парламента Казахстана». Такой вывод сделала международная организация «Репортеры без границ» по итогам состоявшихся 19 марта 2023 года выборов в мажилис Парламента РК и маслихаты.
В заявлении приводятся несколько случаев. Один из них — с журналисткой Жанной Байтеловой.
«За то, что она якобы проводила опрос накануне парламентских выборов в Казахстане, выполнявшая свою работу журналистка и корреспондент RSF Жанна Байтелова была признана виновной в нарушении избирательного законодательства. При этом, она попросту опросила нескольких прохожих о том собираются ли они идти голосовать и об их видении новой предвыборной ситуации. Через три дня после публикации 20 марта 2023 года этого микро-опроса в независимом СМИ «Республика» суд приговорил ее к штрафу в размере 102 евро. Журналистка намерена обжаловать это решение»
«Использование подобных методов, которые мешают журналистам должным образом освещать выборы, доказывает, что обещанный Касым-Жомартом Токаевым «Новый Казахстан» пробуксовывает с появлением, – подчеркивает руководитель отдела Восточной Европы и Центральной Азии RSF Жанна Кавелье, – RSF призывает президента сдержать свои обещания и принять конкретные меры по защите свободы прессы, дабы не потерять к себе доверие».
Кстати, история Жанны Байтеловой получила неожиданное продолжение — суд не просто оштрафовал ее, но еще и отказал ей в праве быть журналисткой.
Вот что об этом сама Жанна написала в своем посте на Facebook.
«Суд посчитал, что я — не журналист. Меня оштрафовали на 15 МРП за этот репортаж. Прокуратура усмотрела нарушение закона о выборах, а именно проведение опроса в течение 5 дней до дня голосования, тем более лицом, не имеющим на это право.
Я нарушения не признаю. Пояснила, что опрос — это один из видов социологического исследования, требующий методологии и квалификации. Я же — журналист, выполняла свою профессиональную деятельность, да, задавала вопросы, но закон не запрещает узнавать личное мнение граждан. Прокуратура стоит на своём.
Я пояснила, вот, например, в студии интервью записываю, тоже же вопросы задаю на общественно значимые события, такие, как выборы. И не одно интервью, а несколько подряд. Тоже опрос, на которое нужно разрешение ЦИК? Ну, говорит, не знаю, как было бы в студии. Ок, пусть так. В конце концов можно сказать, кто убедительнее, тот выиграл.
Меня судья СМАС Алматы удивила: вы не осуществляли журналистскую деятельность, потому что образование вы получили по специальности юриспруденция. Я в профессиональных СМИ более 15 лет проработала в качестве репортера, корреспондента, не юриста, не офис менеджера.
Поисковик выдаст много моих статей. Более того, в законе о СМИ нет такой нормы. Закон гласит: «журналист (представитель средства массовой информации) — физическое лицо, осуществляющее деятельность по сбору, обработке и подготовке сообщений и материалов для средства массовой информации на основе трудовых или иных договорных отношений».
Нет, по профессии не журналист, мне говорят.
А по иронии я с Верховным судом взаимодействовала как журналист и правозащитник от имени «Гильдии судебных репортёров», тренинги проводили, за открытость судебных процессов топила, добилась изменения правил для журналистов, когда запретили фото и видео аппаратуру проносить. Но, повторюсь, закон не ограничивает профессию специальностью в вузе, у нас в Казахстане многие журналисты не на журфаке учились. Тоже не журналисты?».
Ниже на видео тот самый опрос.
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!
Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или на номер карты 4400 4302 1819 1887.
И есть еще несколько способов – на этой странице.