Депутат мажилиса от партии «Ауыл» (и, кстати, бывший кандидат в президенты Казахстана на последних выборах) Жигули Дайрабаев и его сыновья снова в центре скандала. На этот раз их обвинили в захвате человека в рабство.

На пресс-конференции в Казахстанском международном бюро по правам человека и соблюдению законности в Алматы Василий Ковешников — тот самый, оказавшийся в рабстве у Дайрабаевых человек, рассказал, как все было.

Василий Ковешников на пресс-конференции

История началась в мае 2021 года, когда Дайрабаев приобрел дом жителя Мерке, друга Кавешникова, у которого он жил. Новый владелец после покупки дома сказал Ковешникову, что тот будет работать на его сыновей и пообещал платить ему 30 тысяч тенге, но в итоге за все время «не заплатил ни копейки».

С его слов, Ковешников неоднократно пытался бежать, но сыновья Дайрабаева его догоняли, избивали и заставляли дальше работать.

«…В 2021 году посадили на поле клубнику 20 га. За этим полем мы смотрели и до 25 декабря я жил в «УАЗике», в холоде. В 2022 году то же самое, жил в мае до 25 ноября в «УАЗике» также, в холоде, питался «бичпакетами», — рассказал Ковешников (цитируем его слова здесь и далее по публикации KaзТАГ)

Зимой 2022 года он ушел жить к другому сыну Дайрабаева — Дидару, где смотрел за скотом: «Он мне сказал, скот выкормишь, я мясо сдам, деньги получишь».

Но в итоге Ковешников опять ничего не получил за свою работу.

При этом был несколько раз избит одним из братьев:

«Марат меня два раза избивал, один раз дома у Дидара, один раз у себя. Я потом месяц встать не мог, дышать не мог, грудная клетка вся пробитая. В больницу не ходил, кто меня поведет? Не выпускали».

Историю Василия Ковешникова случайно узнал журналист издания Pravo.kz Сабыр Макажанов. Он проводили журналистское расследование по случаю  незаконного отъема дома у жителя города Мерке – Саида. И именно Саид рассказал ему, что к нему «пришел человек, который находился у сыновей Дайрабаева младшего и среднего на поле, что он находился там, его не выпускали, что он пытался уйти, у него не получалось, но в какой-то момент ему удалось убежать». А Саиду рассказали эту историю другие люди, к которым Василий, сбежавший от братьев Дайрабаевых, пришел в одних носках.

По словам Сабыра Макажанова, это не единичный случай рабства на плантациях Дайрабаевых: «В прошлом году, в ноябре, с плантаций сыновей Дайрабаева сбежали два гражданина Узбекистана, им также не платили».

Именно через этих узбеков Василию удалось дать «весточку на волю» — он им дал номер своего друга, попросил, чтобы тот его забрал.

«Саид связался с общественником, который написал пост в Facebook, «тегнул» полицию и всех, кого можно. И в тот момент в дом к одному из братьев приехала полиция, записали видео. Через 10 дней еще раз. Одно из видео разместили в Instagram департамента полиции Жамбылской области. На видео Василий говорит, что все нормально, мне все платят, никто меня не бьет. И под моими постами начали публиковать видео, где Василий признается полиции, что все хорошо, все ему платят», — рассказал журналист.

На пресс-конференции Василия Ковешникова попросили объяснить, почему он так сказал на видео полиции:

«Полиция приехала, я сам не знал, зачем они приехали. Они стоят, снимают, а Дидар подсказывает, что надо говорить, ну я и говорил, будто все хорошо. Но я врал. (…) Ну, откуда я знал, кто это? Они говорят, что это просто полицейская проверка, не знал, откуда проверка. Они сказали, что просто отправят видео в Тараз, что я проживаю здесь и все, что это с управления Тараза».

История, безусловно, дикая, поэтому неудивительно, что журналисты пытались найти логику в действиях Василия Ковешникова, а также понять, что его вообще удерживало у Дайрабаевых.

Кстати, депутат Дайрабаев отвергает обвинения в свой адрес, утверждая, что у мужчины документы были на руках, и он был волен уехать в любое время.

Мотивы поступков Ковешникова прокомментировала присутствующая на пресс-конференции Нина Балабаева, руководитель общественного фонда «Родник»:

«Я психолог по образованию, я знаю, что такое посттравматический синдром. У человека могут быть открыты двери, но он не уйдет, потому что чувство страха и пружина самосохранения. Дважды сбегал – дважды возвращали, избивали».

Правозащитница также пояснила, что торговля людьми не означает продажу людей за какую-то сумму: «Конечная цель торговли людьми – эксплуатация. То есть люди обогащаются за счет использования рабского труда».  

Она сказала, что собирается подать заявление в правоохранительные органы по факту трудовой эксплуатации Ковешникова. И в МВД уже отреагировали, ей позвонил сотрудник с отдела по борьбе с организованной преступностью.

Сам Василий Ковешников на вопрос журналистов: «Вы решили рассказать об этом, потому что Жигули Дайрабаев стал депутатом мажилиса?», Ковешников ответил: «Я рассказал, потому что сбежал и теперь могу рассказать, я никому на поле не мог рассказать».

НАПОМНИМ, ЧТО имя Жигули Дайрабаева широкой публики стало известно осенью 2022 года, когда он в числе первых зарегистрировался кандидатом в президенты от партии «Ауыл».  В его победу на президентских выборах мало кто верил, но о том, что это поможет ему пройти в мажилис, говорили уже тогда.

 

Так оно и случилось: Жигули Дайрабаев принял участие в парламентских выборах и прошел в мажилис по партийному списку от ОО «Народно-демократическая патриотическая партия «Ауыл».

 

Фото КазТАГ

А уже после выборов стало известно, что трое сыновей Жигули Дайрабаева привлекались к уголовной ответственности за мошенничество. Юристы сайта pravo.kz сообщили, что все они привлекались по одной и той же статье – за мошенничество, причем младший, Дидар Молдакалык — дважды.

 

Старший сын Даурен Дайрабаев, будучи руководителем управления юстиции Меркенского района Жамбылской области, был привлечен судом №2 города Тараз в 2002 году по статье 177, части 1 (мошенничество). Однако дело прекратили за примирением сторон по статье 67 УК РК по нереабилитирующим основаниям. Даурен Дайрабаев продолжил работать, и в итоге стал заместителем главы департамента юстиции Жамбылской области.

 

Младший сын Дидар Молдакалык работал оперуполномоченным в полиции Тараза, где в 2017 году был пойман с поличным и осужден по части 3 пункта 2 статьи 190 (мошенничество). Однако избежал реального срока – суд ограничился конфискацией имущества, пожизненным запретом занимать должности на госслужбе и трем годами пробационного контроля.

 

Средний сын Марат Дайрабаев осужден все по той же статье 190 (мошенничество) за хищения сельскохозяйственных субсидий на сумму более чем в полмиллиарда тенге.

 

«Суд №2 г.Тараз признал братьев виновными «в совершении мошенничества, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием, совершенное группой лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере». Однако суд применил к детям депутата Дайрабаева очень мягкое наказание, а учитывая имеющийся криминальный «опыт» младшего сына Дидара именно по этой статье, условный срок выглядит по меньшей мере странно», – пишут авторы pravo.kz.

В завершение заметим, что история Жигули Дайрабаева это наглядная иллюстрация, как в Казахстане «своих» не сажают и не сдают.

Буквально неделю назад, 10 мая, в кулуарах мажилиса журналисты поинтересовались у спикера Ерлана Кошанова, не смущает ли его тот факт, что в одной палате парламента с ним находится человек, чьи дети привлекались к уголовной ответственности? 

На вопрос Кошанов ответил так: «Чисто юридических вопросов к Жигули Дайрабаеву нет».

Спикера Мажилиса Ерлан Кошанов не смущает подмоченная репутация депутата Жигули Дайрабаева.

А когда у Ерлана Кошанова поинтересовались, не страдает ли от этого, по его мнению, репутация мажилиса, то он ответил: «Я считаю, не страдает».

Сам Жигули Дайрабаев, комментируя приговор суда в отношении сыновей, заявил, что не считает своих детей виновными.

Что касается заявления, что его сыновья держали человека фактически в рабстве, то на это он заявил: «Ни о каком рабстве не может идти речи, он находился там добровольно и, соответственно, мог уйти с работы в любое время – что он, оказывается, и сделал. Это его право. Документы всегда были при нём, раз он свободно передвигался по региону».

По мнению Дайрабаева, это информационная атака на него.

 

 

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!

 

Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или на номер карты 4400 4302 1819 1887

И есть еще несколько способов – на этой странице

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.