Начавшийся 8 июня, пожар в сосновом бору на территории Абайской области бушует пятый день. Самая страшная новость — гибель 14 сотрудников лесничества природного резервата «Семей Орманы». Кто виноват в случившейся трагедии: силы природы или бессильные ответственные лица? Сейчас найти ответ на этот вопрос пытаются как власти, так и общество.
Как все началось
Причиной пожара стал грозовой разряд на территории Батпаевского лесничества резервата «Семей Орманы» утром 8 июня. На следующий день площадь пожара увеличилась с 3 гектар до 30 тысяч га, а к ночи – до 60 тысяч.
Жара до 37 градусов по Цельсию создала «благоприятные» условия для такого быстрого разрастания. Но самые большие сложности возникли из-за ветра: огонь пошел поверху, захватывая огромные территории.
Пожаром были объяты сразу пять лесничеств. Более того, пламя стало угрожать населенным пунктам. Жителей пяти сел пришлось эвакуировать, сгорело три дома, опасную зону покинуло более 700 человек, эвакуационные пункты были открыты как в поселке Бородулиха, так и в областном центре — Семее.
К тушению пожара постепенно подключились пожарные других областей. Из 30 человек в начале к четвертому дню пожара их количество достигло 1500. При этом оказалась потеряна связь с самыми первыми – 14 сотрудниками лесничеств. Позднее было сообщено об их гибели.
Реакция власти
Соболезнования семьям погибших президент страны Касым-Жомарт Токаев выразил лично, прибыв на место трагедии 10 июня. Он назвал случившееся большой трагедией для народа Казахстана и заявил, что поручил правительству оказать всю необходимую помощь семьям лесников.
В этот же день президента Токаев уволил главу министерства по чрезвычайным ситуациям Юрия Ильина за «халатное отношение к работе во время бедствия». Новым главой ведомства стал бывший начальник Академии гражданской защиты Сырым Шарипханов.
11 июня на совещании в Семее президент подчеркнул, что власти не усвоили уроки прошлогодних пожаров: после возгораний в Костанае в 2022 году МЧС должно было провести ревизию готовности органов гражданской защиты. Поэтому глава государства поручил правительству принять безотлагательные меры по повышению эффективности предупреждения и ликвидации ЧС.
12 июня объявили днем общенационального траура по жертвам пожара. За мужество и самоотверженность погибшие лесники были посмертно награждены орденами «Курмет».
Сейчас тушение пожара в области Абай продолжается в трех направлениях (южная, западная и восточная кромки). В тушении задействованы 1500 человек и 300 единиц техники. Помимо этого, привлечены 14 вертолетов для осуществления аэровизуального обследования фронта пожара и сброса воды на очаги огня. С начала пожара всего осуществлено 621 сбросов воды с объемом порядка 1900 тонн воды.
Был ли поджог?
По данным космического мониторинга, причиной пожара стал грозовой разряд. Первые очаги возгорания были зафиксированы в 11:23 8 июня в 67-м квартале Батпаевского лесничества резервата «Семей орманы».
Генеральная прокуратура РК 11 июня сообщила о возбуждении двух уголовных дел по факту лесного пожара в Абайской области. По данным ведомства, еще 9 июня было начато досудебное расследование по статье 292 части 3 УК РК «Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц».
По поручению главы государства уголовное дело принято в производство специальных прокуроров, создана межведомственная следственно-оперативная группа из числа сотрудников правоохранительных и специальных органов. Принимая во внимание тяжкие последствия, повлекшие гибель людей и причинение существенного вреда окружающей среде, спецпрокурором зарегистрировано уголовное дело также по факту халатности.
Но так как в соцсетях и мессенджерах стало распространяться видео, где демонстрируются места предполагаемых попыток поджогов, а автор поднимает вопрос, что источником огня стал не грозовой разряд, а преднамеренный поджог, компетентные органы проводят всестороннее разбирательство по этому вопросу.
Расследование направлено на определение возможного поджигателя и установление, являлся ли поджог основной причиной масштабного пожара. Однако власти Абайской области отдельно подчеркивают, что на участках, запечатленных в видео, огонь от предположительных костров не распространяется на прилегающие лесные массивы.
Кто виноват?
Вместе с тем, как бы ни было жалко природу (пожар на территории в 60 тысяч гектаров признается сегодня самым крупным на планете), куда трагичнее гибель 14 человек (сейчас сообщается, что без вести пропал еще один). И как нам кажется, главный упор в расследовании должен делаться на том, можно ли было избежать человеческих жертв.
Да, президент уволил главу МЧС Юрия Ильина и объявил выговор акиму Абайской области Нурлану Уранхаеву за «ненадлежащее исполнение своих обязанностей», сопроводив наказание следующими словами:
«Отсутствие оперативности, сопричастности привело к этому бедствию. Вы сами, как мне доложили, довольно поздно добрались до места происшествия. Поэтому я недоволен работой местных исполнительных органов. Понимаю, область новая, Вы новый аким. Исключительно из этих соображений, я объявляю вам выговор. В принципе, за такие вещи можно сразу увольнять».
Однако исполнительный директор общественного объединения «Әділдік жолы» Дидар Смагулов прямо связал человеческие жертвы в результате пожара с коррупцией и указал то, что к трагедии может быть причастен не только аким Абайской области, но и действующий аким Восточно-Казахстанской области Даниал Ахметов (до 2022 года территория Абайской области входила в состав ВКО, последние 9 лет акимом которой является именно Даниал Ахметов).
«На встрече с главой государства родственники героев просто шокировали всю страну: оказалось, что у погибших не было никакого защитного обмундирования — ни защитных костюмов, ни кислородных масок, кто-то был просто в туфлях. Даже в рациях не было батареек. Ну как так-то??? Их просто отправили на верную смерть», — написал Смагулов в Facebook.
При этом он отметил, что начиная с 2016 года на госзакупки резервату «Семей Орманы» выделили более 5,3 млрд тенге.
«На фоне трагедии немыслимой кажется трата на нанесение логотипов на кружки, флешки, брелоки и подставки под телефон 7,5 млн тенге. А эти проклятые батареи для раций закупили 22 мая в количестве 55 штук на сумму 484 тысяч тенге. Если бы работали рации, то возможно погибшим кто-то и мог сообщить что они едут на встречный ветер, что равносильно смерти. Очень верю в извинения и обещания президента, что все виновные понесут справедливое наказание. Надеюсь, про Ахметова тоже не забудут», — полагает Смагулов.
А авторы тelegram-канала «Путешествие по госзакупкам» по следам трагедии провели исследование на тему того, как Абайская область готовилась к возможным лесным пожарам. И пришли к выводу, что готовилась она плохо, особенно в части покупки новой техники, усложняя процесс ее закупа.
В частности, весной 2023 года резерват «Семей орманы» пытался купить пожарный автомобиль за 84 млн тенге, но сделка дважды не состоялась из-за отсутствия поставщиков — покупатели указали слишком точные спецификации автомобиля для конкурса. По той же причине в начале июне сорвался конкурс по закупу 15 автомобилей на сумму 900 млн тенге.
Вместе с этим, авторами канала не было обнаружено в 2022-2023 годах следов закупок регионом пенообразователей для тушения лесных пожаров, индивидуальных костюмов пожарных, а также так называемых «услуг по борьбе с пожаром», куда могут входить разные вещи — от обработки зданий огнеупорным материалом до размещения плакатов и видеороликов на тему пожарной безопасности.
И в этой связи еще один общественный деятель Серик Байгалиев полагает, что ответственность за гибель людей вместе с МСЧ должны разделить руководство резервата, комитет лесного хозяйства, которое подчиняется министерству экологии, и местные исполнительные органы.
«В соцсетях мы прекрасно видели, что 8 июня аким области и аким города отмечали годовщину области, поздравляли мальчика с Днем рождения, в течение дня участвовали в различных мероприятиях. Вечером был концерт, хотя пожар уже было видно с любой точки города Семей.
Мое мнение, что подобные мероприятия должны быть отменены, уже тогда надо было создать оперативный штаб, и бить тревогу. А аким области Абай прибыл на место только через 12 часов…
Если бы с утра были приняты меры, то, возможно, это все можно было предотвратить. Если бы утром поехали, подняли тревогу, то возможно, тогда бы не погибли люди, не было бы пожара такого крупного масштаба», — написал он в соцсетях.
А к «разбору полетов», считает Байгалиев, должны быть привлечены международные эксперты:
«Я думаю, здесь мало говорить о лишении должностей, здесь должна быть предусмотрена более серьезная ответственность. Конечно, необходимо провести тщательное расследование. Считаю, что необходимо разобраться в данной ситуации с привлечением профессиональных международных экспертов».
Что делать?
Понятно, что пожарным надо продолжать бороться с огненной стихией (по последним данным, территория пожара сокращена до 43 тысяч гектаров), а компетентным органам – устанавливать вину за гибель людей не только сил природы, но и бессильных (а скорее – безответственных) чиновников. Но в первую очередь надо помочь тем, кто уже пострадал от пожара.
Областная администрация объявила благотворительный сбор средств.
«Деньги пойдут на помощь пострадавшим от масштабного пожара.
Реквизиты: Общественный фонд «Ақ Ертіс» БИН 220 840 037 964.
Специальный банковский счет ИИК KZ80601A261001216131.
АО «Народный банк Казахстана» БИК HSBKKZKX. Кбе 18», – говорится в сообщении пресс-службы акима Абайской области.
Сбор средств осуществляет фронт-офис волонтеров в Алматы при поддержке городского управления молодежной политики (адрес офиса: Алматы, ул. Байтурсынова, 22к1, 1-й этаж, телефоны: +7 7478216478; +7 7475400140).
В первую очередь требуются:
— одеяла, спальные мешки;
— респираторные маски;
— термосы, ручные фонари, пауэрбанки;
— памперсы, влажные салфетки, средства личной гигиены;
— продукты первой необходимости (консервы, печенье и др.);
— одноразовая посуда.
В самом Семее волонтерами открыты два пункта сбора гуманитарной помощи:
— Семей, ул. Чайжунусова, 138, телефоны: + 7 702 758 07 24; +7 707 295 77 39; +7 776 127 76 61;
— Семей, ул. Жумабаева, 55.
В металлургической компании «Казцинк» сообщили, что семьи погибших лесников в Абайской области получат по одному миллиону тенге, в Halyk Bank объявили, что семьи погибших получат по три миллиона тенге, также им спишут действующие кредиты, группа «Самрук-Казына» направила на помощь пострадавшим 200 миллионов тенге.
И только представители государственных органов, как всегда, заявляют, что помощь пострадавшим окажут полностью. Президент, как водится, первый в рядах «обещунов». Но пока чиновники подсчитывают ущерб и составляют списки. И на том, как говорится, спасибо.
Скорбный список
11 июня были опубликованы имена фамилии погибших сотрудников резервата «Семей Орманы».
Жиенбаева Мейрамгуль Кусаиновна (33 года) — руководитель Успенского лесничества Новошульбинского филиала ГЛПР «Семей орманы».
Токтасын Серікжан Бакытбекулы (27 лет) — инженер по охране и защите леса Новошульбинского филиала ГЛПР «Семей орманы».
Дуйсембаев Амангелді Спатайулы (58 лет) — водитель Новошульбинского филиала ГЛПР «Семей орманы».
Губаев Алексей Григорьевич (30 лет) — мастер леса, государственный инспектор Успенского лесничества Новошульбинского филиала ГЛПР «Семей орманы».
Фоминых Максим Владимирович (25 лет) — инспектор по охране территорий, государственный инспектор Успенского лесничества Новошульбинского филиала ГЛПР «Семей орманы».
Нуржигитов Саят Нуржанович (50 лет) — инспектор по охране территорий, государственный инспектор Успенского лесничества Новошульбинского филиала ГЛПР «Семей орманы».
Начинёнов Константин Сергеевич (40 лет) — инспектор по охране, государственный инспектор Успенского лесничества Новошульбинского филиала ГЛПР «Семей орманы».
Сидорин Виктор Александрович (63 года) — инспектор по охране территорий, государственный инспектор Успенского лесничества Новошульбинского филиала ГЛПР «Семей орманы».
Сидорин Александр Викторович (39 лет) — инспектор по охране территорий, государственный инспектор Успенского лесничества Новошульбинского филиала ГЛПР «Семей орманы».
Пузырев Николай Иванович (54 года) — водитель пожарной машины Центрального лесничества Новошульбинского филиала ГЛПР «Семей орманы».
Пузырев Сергей Николаевич (30 лет) — лесной пожарный Центрального лесничества Новошульбинского филиала ГЛПР «Семей орманы».
Гражданкин Петр Александрович (51 год) — лесной пожарный Успенского лесничества Новошульбинского филиала ГЛПР «Семей орманы».
Дарибаев Александр Викторович (48 лет) — тракторист-машинист Жерновского лесничества Новошульбинского филиала ГЛПР «Семей орманы».
Ганьшин Даниил Евгеньевич (41 год) — водитель пожарной машины Центрального лесничества Новошульбинского филиала ГЛПР «Семей орманы».
Под конец дня стало известно, что Токаев в воскресенье, 11 июня встретился с родственниками погибших. Однако и тут не обошлось без скандала. Выяснилось, что на встречу с президентом были приглашены только совместно проживавшие родные погибших во время пожара лесников.
«Где телеканалы? Где все? Вчера Гариков говорил, что решим и не решил. Хоть кто-то пришел выразить соболезнования? Нет, не пришел. Даже с лесхоза не пришли, не выразили соболезнования. Звонят. А зачем нам эти звонки? Вчера на встречу с президентом пошли родственники. Так от нас там никого не было. Я пошел, сказал, что это мой родной отец, а меня не запустили. Говорят, что 14 человек были. Никого из них не знаем», – говорили люди на видео, распространившемся в соцсетях.
…Между тем пожар еще не потушен, и у истории будет, похоже, продолжение.
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!
Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или карты 4400 4302 1819 1887.
И есть еще несколько способов – смотрите на этой странице.