Как и было ожидаемо, подавляющая часть сторонников либеральных реформ разочарована первым посланием Токаева. Действительно, в его обращении политическая часть не содержала ничего конкретного, за исключением предложения выделить дополнительные площадки для мирных собраний «не на окраинах городов». Подобную осторожность в проведении политической модернизации комментаторы связывают с тем, что Токаев ограничен в своих действиях. К тому же природному по характеру и карьерному по профессии дипломату не свойственно «забегание вперед».

Все это в целом верно. Однако главная причина разочарований в другом. В завышенных ожиданиях нетерпеливой публики.

Все высказывания Токаева о необходимости демократизации предназначались, скажем прямо, на экспорт. Эти расплывчатые обещания зачастую трактуются весьма расширительно, в соответствии с личными представлениями и надеждами. Между тем,  не устаю об этом повторять, принципиально в демонтаже авторитарной системы Токаев не заинтересован. Он занимает высший государственный пост и, согласно Конституции, доминирует над всеми ветвями власти. Я не вижу причин, побуждающих Токаева к добровольному отказу даже от части своих полномочий. Да и в политическом анамнезе у него нет ни малейших симптомов латентного парламентаризма.

Собственно, он свое кредо подтвердил и в этот раз: «сильный президент – влиятельный парламент – подотчетное правительство». «Сильный президент» – это нам хорошо знакомо. Но, согласитесь, прилагательное «влиятельный» больше относится к престижу, чем к реальным полномочиям казахстанских законодателей. Термин «подотчетное правительство» вообще не определяет, перед кем должен отчитываться кабинет министров.

Важно обратить внимание на другую фразу из спича президента. Повторяя известную назарбаевскую формулу власти, глава государства Токаев подчеркнул, что она «еще не свершившийся факт, а цель, к которой мы должны двигаться ускоренными темпами». Этому верится без дополнительных разъяснений, тут нет никакой дипломатичной двусмысленности.

Для адекватного восприятия озвученного на этой неделе послания нужно иметь в виду, что на самом деле адресовано оно не народу. Весь текст, все тщательно ранжированные абзацы, все полужирные выделения свидетельствуют, что первый его адресат – Нурсултан Назарбаев. Который, обратим внимание, совместное заседание палат проигнорировал.

Сопоставление выступления председателя партии «Нур Отан» на недавнем расширенном политсовете с текстом президентского послания обнаруживает очевидную перекличку и даже полемику двух дуумвиров. В своей часовой речи Токаев произнес слово «елбасы» десять раз. Однако за каждой ссылкой на «модель Назарбаева» настойчиво повторяется фраза о «системных реформах», за каждым упоминанием «преемственности» говорится о необходимости «выходить на новые уровни развития».

Когда-то для реализации своих «интеграционных» амбиций Владимир Путин воспользовался изрядно запылившейся идеей Назарбаева о Евразийском Союзе. Так и сейчас Токаев предлагает возобновить работу распущенной несколько лет тому назад Национальной комиссии по модернизации. Наполнять ее работу конкретным содержанием будет, разумеется, новый глава государства.

Рамки токаевской модернизации в целом определены. Из всей палитры 30-летнего «наследия» первого президента он вспоминает только ту ее часть, в которой незыблемость президентской вертикали не подвергается никакому сомнению. И в «Пяти институциональных реформах» и в дважды упомянутом «Плане нации» речь идет о повышении эффективности государственной службы, правоохранительных органов и судейского корпуса.

Заметьте, Касым-Жомарт Токаев не предложил возродить деятельность Госкомиссии по перераспределению полномочий между президентом и другими ветвями власти, хотя эта проблема весьма актуальна в гражданском обществе. В тексте послания обнаруживается, прежде всего, стремление президента овладеть пока не подчиняющимся ему управленческим аппаратом.

Тут и настойчивость в продвижении поправок законодательства, предполагающих отставку первых руководителей в связи с коррупционными нарушениями подчиненных, тут и новая идея проведения «опросов», на основании которых Администрация президента получит возможность смещать неугодных акимов. И, наконец, в этом же ряду 25% сокращение управленческого аппарата – тотальная угроза его чистки от нелояльных президенту элементов, заменой их на спешно формируемый кадровый резерв.

Токаев помнит, что главная его проблема – партия власти. Призыв лидера «Нур Отана» взять под партийный контроль правительство и акиматы, мобилизовать «ядерных» активистов, Токаев парирует угрозой апелляции непосредственно к народу: «В Администрации Президента создан отдел, который будет следить за качеством рассмотрения государственными органами обращений граждан, принимать по ним оперативные меры».

На аргумент елбасы о том, что все министры и чиновники своим нынешним положением обязаны «Нур Отану», действующий президент, в который раз, подтверждает свое стремление «способствовать развитию многопартийной системы в стране».

В целом своим посланием Назарбаеву Токаев дает понять, что у него есть свое, особое понимание «модели Назарбаева» и «курса елбасы». Полагаю, самим елбасы вся эта благостная по форме речь, воспринимается не иначе, как угроза его сегодняшнему положению.

Подведем итоги. Транзит власти входит в стадию эскалации внутриэлитных противоречий. Токаев принял вызов дуумвира и намерен биться за сохранение своих полномочий. Времени для выяснения отношений не так уж и много, парламентские выборы должны состоятся не позднее весны 2021 года. За этот срок президенту необходимо реализовать обещание «содействовать развитию многопартийности, политической конкуренции и плюрализма мнений в стране» и, тем самым, лишить «Нур Отан» его монопольного положения.

С другой стороны, пока у партии «Нур Отан» есть преимущество конституционного большинства в обеих палатах парламента. Таким образом, у Назарбаева сохраняется возможность провести свою собственную политическую модернизацию, с тем чтобы к следующей каденции Мажилиса существенно ослабить президентскую вертикаль.

Страница Виктора Ковтуновского в Facebook

Spread the love

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. «Транзит власти входит в стадию эскалации внутриэлитных противоречий»….. А проще говоря, начнется грызня за власть и деньги! И дай Аллах в этой крысиной возне уцелеть Казахстану….

комментарии закрыты.