Льготный режим по налогам, рекрутирование безработной молодежи, помощь крестьянам, премии медикам и кое-что другое. Вчерашнее заявление президента Токаева должно было продемонстрировать желание власти помочь народонаселению в трудную минуту во всей красе. Однако в результате еще больше обнажилась пропасть между властью и обществом, а также стало ясно, что одним месяцем чрезвычайное положение не обойдется.

В принципе, выступление Касым-Жомарта Токаева было ожидаемым и предсказуемым. По большому счету, с таким же успехом это мог сделать на ежедневном брифинге министр обороны власти от журналистов и общества Даурен Абаев, но в данный момент нужно было выйти именно нынешнему хозяину Акорды – чисто с идеологической стороны и чувства иерархии. И это, в принципе, правильно. Однако и на этот раз получилось в привычном русле – хотели, как лучше, а получилось, как всегда.

Наверное, нет надобности пересказывать вечернее выступление президента и удобрять его цитатами этот материал – многие уже ознакомились с ним хотя бы тезисно. Скажем коротко,  речь Токаева была построена по принципу сказать то, что общество хочет услышать. Не все, конечно же, но основные направления – что власть будет помогать, что врачи «на передовой» без поддержки не останутся, что все нуждающиеся будут получать по одной МЗП. Конкретную помощь окажут сельхопроизводителям, а малый бизнес освобождается от налогов, но не совсем, а на время – в долг.

Однако за всеми этими обещаниями, хотя бы часть из которых, надеемся, будет реализована, прослеживается четкий мессендж – режим чрезвычайного положения снимать 15 апреля не будут.

Стоит напомнить, что ЧП у нас в стране ввели 16 марта и сейчас мы находимся на «золотой середине» По закону его нельзя вводить более, чем на месяц, но продлять (или сокращать) – всегда пожалуйста. Вполне возможно, через некоторое время глава государства вновь выйдет в эфир с соответствующим заявлением, а нынешнее выступление было неким смягчающим фактором.

Объективно и без намеков президента было ясно, что все не закончится в середине апреля. Даже сами медики говорили, что примерно на это время придется пик выявления зараженных COVID-19 (и это по самым оптимистичным прогнозам), а на пике карантин снимать нецелесообразно. Поэтому Токаев и сказал, что пособия (те самые 42500 тенге) нуждающиеся будут получать ежемесячно (!), что налоговые каникулы продлены на три месяца, а по некоторым платежам для наиболее пострадавших предпринимателей – до полугода, а также что до 1 июля бесплатную медицинскую помощь в полном объеме будут получать все, даже те, у кого медицинской страховки нет.

Таким образом, Акорда и правительство готовятся к долговременной обороне. Но вновь возникают смутные сомнения, что защита эта в большей степени не от вируса, а от потенциальной опасности для самой власти, исходящей от роста протестных настроений в обществе.

Такие мысли возникают в силу ряда причин, а одна из наиболее важных – это тотальное недоверие к власти, в свою очередь основанное на практике и подсознании. Ведь можно было откровенно сказать аудитории, что время ограничений и запретов продлевается на неопределенный срок – как минимум еще на месяц-полтора. Но это не в привычках у режима.

Кстати, прежний президент мог тот же самый текст прочесть более душевно, так сказать, с огоньком и добавлением пары импровизированных выражений. Мог себе позволить. Но его преемник такими привилегиями не обладает, харизмы у него на порядок меньше, да и, откровенно говоря, нормально выучить текст и прочесть его с интонациями не может. На слабую «четверку» по техническим моментам, а по другим критериям – еле до «тройки» дотягивает.

Короче говоря, у многих слушателей не было чувства сопричастности, хотя следует признать, что Касым-Жомарт Кемелевич искренне старался. Надо было почаще и более правдоподобно местоимение «мы» произносить, а то на деле чувствовалось четкие различие между властью и народом – первые соблаговолили помочь вторым.

По большому счету, нынешнему режиму выгоден режим чрезвычайного положения – это очевидно. За это время можно приучить людей сидеть дома, немного повысить свой имидж, протолкнуть по-быстрому ряд законов, держать наготове вооруженную полицию и армию. Поэтому власть, пользуясь случаем, будет стараться продлить ЧП как можно дольше. Возможно, на первых порах (через полтора-два месяца) частично отменять карантинные мероприятия, но полностью «опускать вожжи» не станут. Ведь при ЧП митинги-забастовки запрещены, впрочем, как и выборы-перевыборы.

Но опять-таки следует помнить, что уже через пару недель могут начаться первые протестные накалы, особенно если сработает принцип «как всегда», и презентованная президентом помощь в виде МЗП, продуктовых корзинок и новых рабочих мест будет предоставлена не в полном объеме и ее чисто физически не хватит на всех нуждающихся. Тогда мы можем стать свидетелями того, что самоизоляция то там, то здесь будет сменяться стихийными выходами из карантина – чтобы чисто найти поесть.

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.