В нашем недавнем репортаже Регион бесправия. Авторитарные режимы Центральной Азии уничтожают гражданские права и свободы мы рассказали про международную конференцию «Поворотные моменты в Евразии», которая прошла в Алматы 28-29 августа.
На конференцию приехали более 200 политологов, экспертов, , иностранных послов, представителей международных организаций, лидеров гражданского общества из разных стран мира. Но вот кого там оказалось меньшинство, так это казахстанских госчиновников. А дипломатов не было вообще.
Двери им, по словам организаторов, никто не закрывал, так что игнорирование такого знакового, можно сказать, мероприятия – это был их собственный выбор. Однако возникает вопрос — почему?
Просто МИД прокололся
Как рассказал «Республике» директор Казахстанского международного бюро по правам человека Евгений Жовтис, мероприятие прошло по инициативе участников «Платформы гражданской солидарности».
Мы попросили правозащитника ответить на ряд вопросов.
— Евгений Александрович, какую цель вы ставили перед собой, организовывая данную конференцию?
— «Платформа гражданской солидарности» зародилась в 2009 году, когда Казахстан готовился к председательству в ОБСЕ. И в 2010 году, когда состоялся астанинский саммит ОБСЕ, параллельно прошла и конференция гражданского общества, по итогам которой и появилась «Платформа». Сегодня ее членами являются около 100 организаций стран Европы и Северной Америки, в рамках которой мы разрабатываем и реализуем различные действия, направленные на соблюдение прав человека в странах-участницах ОБСЕ.
Собственно, таким образом и возникла идея проведения некоего собрания, посвященного Центрально-Азиатскому региону. Ну а учитывая меняющуюся геополитическую обстановку, решено было сделать гибридную конференцию, в рамках которой совместить геополитический анализ с традиционной правозащитной тематикой. о есть цель была собрать на одной площадке политологов по странам ЦА и лидеров гражданского сектора, чтобы они друг на друга посмотрели и послушали.
— Мы общались с участниками конференции, и кто-то из них сетовал, что в ее работе не принимают участие чиновники (мол, не услышат). А вы приглашали чиновников из госструктур или конференция изначально планировалась в формате общения НПО и экспертов?
— Мы сразу определились, что у нас нет возможности пригласить представителей профильных ведомств всех стран региона. Но с учетом того, что конференция проходит в Казахстане, мы решили пригласить казахстанских чиновников из министерства иностранных дел (МИД), министерства информации и общественного развития (МИОР), Комиссии по правам человека и Уполномоченного по правам человека.
Уполномоченный по правам человека Артур Ластаев приехал. Комиссия по правам человека была представлена ее секретарем Тастемиром Абишевым. Представители МИОР наблюдали за работой конференции в онлайн-формате.
Но МИД, конечно, потряс. Мы несколько раз посылали приглашение, вели переговоры об участии, но это ничем не закончилось. То, что МИД в итоге не принял участия, для меня вообще нонсенс, я давно не испытывал такого сильного изумления по какому-либо поводу.
МИД, вне зависимости от отношения к организаторам, должен был быть здесь представлен, причем на довольно высоком уровне. Потому что темы, которые здесь обсуждались, МИДовские. Здесь выступают послы, представители международных организаций по ЦА, ведущие политологи говорят о геополитике, а представителей МИДа нет.
— Ваше мнение, почему проигнорировали? Один из участников, с которыми мы поговорили, высказал мысль, что напротив, представители госструктур выглядели бы инородным телом, потому что поднимаемые вопросы сами по себе колючие, на которые у того же МИДа нет ответа.
— Вряд ли здесь была такая проблема, потому что формат конференции не предполагал вопросов-ответов и был построен в форме панельных дискуссий экспертов и специалистов, а обсуждение – уже в кулуарах. Тем более что у нас не было задачи кого-то высечь.
У меня такое ощущение, что игнорирование произошло в силу того, что в госструктурах наблюдается катастрофическое падение уровня компетентности сотрудников, полный непрофессионализм. Механика принятий решений в госструктурах и раньше была «пирамидальной», а сейчас и вовсе стала «вертикальной» — внизу ничего решить не могут, пока не дойдет вопрос до определенного уровня. А до верху могло и не дойти, потому что либо низшие чины не были достаточно настойчивы, чтобы донести, либо наверху не были в этом заинтересованы.
Мы, конечно, привыкли к разного рода игнорированиям, но послы иностранных государств, когда я им говорил, что представителей МИДа нет, недоуменно пожимали плечами. Я ожидаю больших разборов внутри МИДа по этому поводу. Дипломатически это полный прокол.
— На ваш взгляд, задуманная цель конференции была достигнута?
— Мне представляется, вполне. Как я говорил, мы хотели послушать умных людей — мы их послушали. Далее пошел активный обмен контактами.
Ну а в глобальном плане эта конференция стала попыткой поднять профайл Центральной Азии на международной арене. Другими словами, мы попытались изменить представление, что ЦА – это «черная дыра». Напротив, мы — регион со своими интересами, которые надо как-то учитывать.
Мы хотели повысить узнаваемость наших стран и обозначить участие в общеполитических процессах. И я не помню, чтобы подобная региональная конференция проходила где-либо в течение последних лет.
Далее, конференция – это попытка просигнализировать правительствам стран, что гражданское общество не находится в тени политических процессов. Нам же, НПО, большие дядя из правительства давно говорят, чтобы мы не лезли в политику, а тем более в геополитику. Но, как ни крути, это нас касается, и мы тоже хотим на это влиять.
Ну и потом – это попытка продемонстрировать, что Казахстанское международное Бюро по правам человека, которому в этом году исполняется 30 лет, состоялось, и уровень его признания настолько высок, что на наше приглашение откликнулись эксперты с мировыми именами.
— Спасибо за интервью! И Поздравляем Бюро с 30- летием!
Полностью интервью с Евгением Жовтисом сомтрите по ссылке ниже.
Диалог без оглядки на соседей
В кулуарах конференции мы попросили поделиться своим мнением о конференции ее участников.
Гражданский активист Макс Бокай отметил, что такого рода мероприятия очень важны, учитывая уровень приглашенных экспертов:
«Идут разговоры о либеральной демократии, о гражданском обществе – согласитесь, что нечасто у нас на таких крупных международных форумах такие вещи произносятся, памятуя критику либерализма первым президентом РК Нурсултаном Назарбаевым. И мне это приятно. Будем надеяться, что идеологи в стане Акорды в любом случае сделают анализ того, что здесь говорилось. А также на то, что там есть здравомыслящие люди, которые понимают, что в стране нужен баланс самых разных политических взглядов, так как в нашем обществе есть немало людей с устоявшимися либеральными взглядами. А потому наблюдаемый на конференции тренд надо развивать дальше».
Политолог Шалкар Нурсеитов отметил для себя наличие в рамках конференции научного осмысления происходящих в регионе процессов:
«На фоне войны в Украине происходят просто-таки тектонические изменения в мире, в Евразии. Евразия не может существовать отдельно от других частей планеты, все эти изменения в геополитике, экономике и гражданском секторе требуют академического взгляда, потому что без конкретных исследований невозможно дать точную оценку всему происходящему и делать какие-то прогнозы. Так что конференция стала полезной не только для академической среды, представители которой выступили тут со своей точкой зрения, но и для представителей демократических сил стран Центральной Азии».
Правозащитник Ерлан Калиев отметил, что его не может не радовать, что Евросоюз, представители стран которого приняли участие в конференции, тем самым продемонстрировал интерес к региону ЦА:
«Фишка» данной конференции заключается в том, что мы переходим к нормальному диалогу с гражданскими обществами стран ЕС, говорим о базовых демократических ценностях, а не строим планы дружить «против» кого-то, и тем самым восстанавливаем целостность мира. Регион ЦА раньше воспринимали как сферу интереса супердержав – таких, как Китай или Россия, а теперь это, надеюсь будет выглядеть по-другому: мы – состоявшиеся страны, и с нами можно и нужно сотрудничать без оглядки на великих соседей. Дай бог, чтобы это продолжалось».
Кстати, о том, что на фоне развязанной Россией войны в Украине Казахстан должен стать более влиятельным игроком в регионе, говорила политолог, доцент кафедры политики Центральной Азии Лондонского университета Бавна Дэйв.
В своем докладе «Поворотные моменты в Центральной Азии» она сравнила Россию с выжившим из ума патриархом, а Казахстан – с разумным старшим сыном:
«Мне положение в регионе ЦА и прилегающей к нему России напоминает большую семью, в которой патриарх сошел с ума, потерял рассудок и ведет себя нерационально. А Казахстан является старшим сыном в этой семье, который должен взять на себя ответственность за важнейшие решения и идти в свободное плавание, оторвавшись от своих страхов».
Будем надеяться, что к ее мнению прислушаются. И новые власти Казахстана в первую очередь. Пока, как нам кажется, «оторваться от своих страхов» у них как-то плоховато получается.
КСТАТИ, был на этой конференции внеплановый спикер. Правозащитник Центра гражданских свобод и аналитик-документатор военных преступлений Святослав Рубан представил на конференции книгу, в которой задокументированы 49 000 военных преступлений, совершенных на территории Украины.
Подробнее по этой ссылке: https://respublika.kz.media/archives/104428
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!
Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или карты 4400 4302 1819 1887.
И есть еще несколько способов – на этой странице.