Независимая журналистка и гражданская активистка из Таджикистана Хумайро Бахтиёр несколько лет назад была вынуждена уехать в Европу.

На международной конференции «Поворотные моменты в Евразии», прошедшей недавно в Алматы (читайте о ней здесь), она рассказала о причинах, заставивших ее покинуть Родину и ситуации с независимыми медиа в стране.

В конференции она принимала участие онлайн.

По ее словам, в Таджикистане историю взаимоотношений власти и журналистов можно разделить на четыре периода. 

«Первый, это 90-е годы прошлого столетия. Это время, когда в стране постепенно, медленно стали появляться независимые медиа, которые не хотели публиковать только то, что говорили власти.

Второй, начало 2000-х годов. Этот период можно назвать всплеском развития независимых СМИ  в Таджикистане. Это такая прогрессия была, именно тогда начали появляться альтернативные СМИ на таджикском языке, раньше такие медиа были только на русском. Стали появляться сильные, независимые медиа на таджикском с хорошей аудиторией.

Третий этап начинается с 2010 года. К великому сожалению, после парламентских выборов в том году началась регрессия независимых медиа. (…) Когда после парламентских выборов неожиданно для власти оппозиционная «Партия исламского возрождения» получила большинство голосов. Это стало сигналом для власти которые начнут преследование независимых СМИ. Именно тогда стало известно о секретном протоколе №3220, в котором было детально прописано как власти будут расправляться с независимыми СМИ, партией, НПО…

Четвертый этап, с 2010 до 2020 года, когда правительство в Таджикистане выполнило все пункты этого протокола. В период начиная с 2012 года в таджикском КГБ появился куратор по медиа который контактировал как с главными редакторами, так и с отдельными журналистами, которые писали на политические темы. Это продолжалось до 2020 года, пока практически все независимые СМИ не были закрыты. Единственное оставшееся медиа  — «Азия+», однако оно было вынуждено включить самоцензуру, чтобы выжить.

На данный момент, настоящих независимых медиа в Таджикистане нет, я бы сказала. Те СМИ, которые позиционируются формально независимыми, на деле работают в пользу власти. А те демонстрируют на международной арене наличие свободы слова и независимой журналистики».

По словам, Хумайро, она испытывает давление со стороны таджикских властей, даже находясь вдалеке от родины.

«Когда была в стране получала лично угрозы от сотрудников ГКНБ, которые особенно сосредоточились на теме непотизма. Их очень беспокоило, что я писала про это. Сейчас я уже не в стране, но мои родственники, моя семья остаются у власти как бы в заложниках. Например, когда даже я комментирую что-то в соцсетях, спецслужбы мне пишут, звонят, угрожают, вызывают моего отца, брата на допросы. Им также угрожают, запугивают. Поэтому мне приходится быть осторожной, часто приходится менять номера.

Три-четыре года назад, если ты за рубежом. можно было продолжать деятельность, но сейчас и это стало невозможным, так как моя семья остается в заложниках», — рассказала она.

В заключительной части своего выступления  журналист дала оценку ситуации со свободой слова в Таджикистане:  

«Постковидный период показал уязвимость независимых медиа, блогеров, активистов. Сейчас их сажают не только за свои посты, но даже если они лайкают посты оппозиционных журналистов или политиков. Сейчас 10 человек сидят под арестом под этим предлогом. За последние десять лет также посадили 12 журналистов по политическим мотивам. В 2014 году Таджикистан в индексе свободы слова был на 106-м месте, в течение последних десяти лет он опустился на 162-е место среди 180 стран мира. Таким образом, вы можете сами видеть какова ситуация со свободой слова у нас».

Полностью выступление Хумайро Бахтиёр в видеозаписи по ссылке ниже.

СПРАВКА

 

В 2013 году Хумайро Бахтиер, на тот момент журналистка таджикского информационного агентства «Озодагон», заняла первое место на конкурсе «Лучший обозреватель президентских выборов Таджикистана 2013 года».

 

В 2015 году Хумайро Бахтиёр проходила практику на DW. Когда она вернулась с Европы, ее уволили с работы, а затем стали открыто преследовать. Через год она попросила политического убежища в ФРГ. После ее отъезда спецслужбы и полиция начали оказывать давление на ее пожилого отца, требуя возвращение Хумайро в страну.

 

В 2021 году Международная коалиция One Free Press ,базирующаяся в Нью-Йорке, внесла Хумайро Бахтиёр в список «Десяти  журналистов, находящихся в экстренных ситуациях», чтобы привлечь максимальное внимание международного сообщества.  

 

В Таджикистане Хумайро Бахтиёр работала на Радио «Имруз», информационном агентстве «Озодагон», газете «Азия-Плюс», сотрудничала с Британским институтом войны и мира, агентством Анадолу и «Немецкой волной».

 

 

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»! 

 

Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или карты 4400 4302 1819 1887

И есть еще несколько способов – на этой странице.

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.