В понедельник президент РК Касым-Жомарт Токаев сделал очередное заявление по поводу коронавирусной пандемии. За вычетом общих рассуждений и словесной шелухи в нем есть два ключевых смысловых момента.

Первое. Президент сообщил об очередном продлении режима ЧП, но не до июня, как предполагали многие журналисты и комментаторы, а до 11 мая. И, что немаловажно, пообещал уже сейчас смягчение карантинного режима в тех областях и городах, где ситуация с пандемией находится под контролем.

Смею предположить, что этот шаг вынужденный и обусловлен не эпидемиологической обстановкой – судя по статистике, заболеваемость КВИ растет и даже не думает останавливаться. Просто власть осознала риски дальнейшего закручивания гаек и начинает постепенный возврат к нормальной экономической и социальной жизни.

Президент хоть и не говорит об этом открыто и даже допускает возможность в случае новой вспышки коронавируса дальнейшего продления режима ЧП, но публика все равно понимает, что на это государство уже вряд ли решится. Вышедших на улицы людей обратно по квартирам не загонишь. Да и финансовое положение казахстанцев таково, что борьба с пандемией через карантин и тотальные запреты теряет здравый смысл. Потому что становится непонятно, что хуже – распространение КВИ и рост смертности от нее (при полном отсутствии объективной статистики заболеваемости) или массовый голод с  вытекающими последствиями.

И здесь мы подходим к наиболее интересной второй части президентского обращения — экономической.

«Объем средств, направленных на поддержку граждан и бизнеса, составил почти 6 триллионов тенге» — говорит Касым-Жомарт Токаев.

В этой фразе все прекрасно.

Во-первых, сама сумма. Не 4,4 трлн тенге (или 10 млрд долларов при курсе в 440 тнг/1 USD), как обещал глава государства месяц назад, а уже 6 трлн (то есть 13,6 млрд долларов при том же валютном курсе).

Во-вторых, о помощи говорится как о свершившемся факте и в прошедшем времени – деньги на помощь нуждающимся гражданам и предпринимателям не выделяют, их уже выделили и направили.

И тут начинается сплошная интрига. Кто получил? Когда? Сколько?

В самом заявлении президент не без гордости сообщает стране и народу, что госпомощь в размере 42500 тенге получили 4 250 000 граждан (с автоматической пролонгацией после 2 мая). Это практически половина экономически активного населения. Еще 1,6 млн человек получат в апреле и мае помощь для оплаты коммунальных услуг (это 15 000 тенге). 570 тысяч казахстанцев получили бесплатно продуктовые наборы. 200 миллиардов тенге направили на финансирование весенне-полевых работ. Наконец, 700 тысяч юридических лиц получили налоговых льгот и поблажек на 1 триллион тенге.

Однако за всеми этими внешне эффектными цифрами (миллионы, миллиарды, триллионы) скрывается пустота.

Продуктовые наборы для малоимущих, отсрочка платежей по кредитам и меры налогового стимулирования — это мы в счет не берем. Потому что тут затрат никаких нет. Продукты купили за счет спонсорских пожертвований (для этих целей создан тот же фонд «Биргемиз»), для отсрочек и налоговых преференций государство не привлекало денежных средств со стороны, а оплатило их за счет внутренних бюджетных передвижек. Выплаты потерявшим доход гражданам составили с учетом майской пролонгации 361 млрд тенге. Субсидии на оплату коммунальных услуг дают еще 48 млрд тенге.

Итого получаем примерно 610 млрд тенге расшифрованных расходов (410 млрд составят выплаты населению и 200 млрд — поддержка фермеров). Не густо.

Спрашивается, кому достанутся все остальные триллионы тенге госпомощи?

Президент, как обычно, неконкретен в этом щепетильном вопросе и лишь туманно говорит про некий Реестр системообразующих компаний, которым направят господдержку. Кто в заветном списке, по каким критериям в него попал, какую помощь получит и на каких условиях – непонятно.

Примечательно, что сама идея отбора системообразующих компаний начала активно обсуждаться еще до заявления Токаева. Более того, в интернете даже гуляет «предварительный» список из 360 юрлиц, который якобы рассматривался на одном из заседаний Госкомиссии по ЧП. Никаких официальных подтверждений или опровержений его достоверности пока нет, но, судя по косвенным признакам (например, позиция НПП «Атамекен» и комментарии на этот счет ее председателя Аблая Мырзахметова, опубликованные на официальном сайте НПП), Реестр реально существует. Вернее, его черновой вариант (сам список можно посмотреть на странице Санжара Бокаева в фейсбуке  

Отсутствие внятных механизмов отбора будущих получателей госпомощи, молчание правительства и острые споры, развернувшиеся вокруг Реестра в последние дни, – все это говорит о нешуточной борьбе влиятельных групп за доступ к госкормушке.

Пока что обсуждаемый в интернете список вызывает скорее недоумение — в нем доминируют крупные застройщики, владельцы автосалонов и торгово-развлекательных центров, а также энергокомпании. Объяснить рядовым казахстанцам, с какой стати автосалоны, торгующие дорогими иномарками, и продавцы элитного жилья стали системообразующими экономическими игроками, невозможно.  

Хотя, скорее всего, никто никакими объяснениями насчет Реестра в правительстве вообще не будет заморачиваться. В авторитарной стране с непрозрачным управлением ожидать принятия прозрачных финансовых решений глупо. Понятно, что схватка за доступ к выделенным на поддержку экономики ресурсам идет серьезная, но список реальных бенефициаров госсубсидий власти постараются не афишировать. Чтобы не дразнить народ.

Напоследок хотелось бы обратить внимание на любопытную деталь. В заявлении Токаева в этот раз не поясняется, из каких сказочных закромов взяты 6 трилионов тенге. Надо полагать, из средств Национального фонда РК, поскольку именно про него шла речь изначально. И здесь есть интересный нюанс.

Например, месяц назад автор этих строк предположил, что пособие в 42500 гражданам могут выдать из средств ЕНПФ, поскольку фонд государственный и правительство привыкло запускать в него свою руку. Как известно, на поддержку банков второго уровня потратили сотни миллиардов тенге пенсионных накоплений граждан. Оказалось, что я ошибся, но не сильно. Деньги на выплаты гражданам, лишившимся доходов из-за режима ЧП, правительство взяло из средств другого государственного фонда – соцстрахования.

То есть потерявшим заработок казахстанцам выдали страховку, которую они же сами (или их работодатель) и оплатили соцотчислениями. И получается, что для Национального фонда и государства выплата пособий не стоила ничего. Рядовые казахстанцы помогли себе сами.

А вот монополистам, продавцам элитной недвижимости, авторетейлерам и прочим акулам отечественного бизнеса будут помогать за счет Национального фонда.

Как там у Оруэлла – все равны, но некоторые равнее других.

Spread the love

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. По моему мнению на данный момент просто необходимо создавать новые рабочие места, чтобы реально заботиться о гражданах, а не запирать их дома с грошёвыми выплатами в размере 42 500, пусть хоть кто-то попробует прожить на эти копейки целый месяц, если коммунальные платежи состовляют в среднем 20 000-25 000 тенге, останется в лучшем случаи 22 500 в месяц ???

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.