Минувшая неделя обернулась для воюющей с Украиной Россией новой порцией санкций. 12 июня Минфин США расширил санкционные списки, добавив в них Московскую биржу и Национальный клиринговый центр. А на следующий день посольство Европейского союза в Казахстане сообщило, что 18 июня с визитом в Казахстан прибудет специальный посланник ЕС по санкциям Дэвид О’Салливан — для встречи с казахстанскими официальными лицами.

Очень похоже, что Запад хочет напомнить Казахстану: взятые на себя обязательства по соблюдению санкционного режима следует исполнять.

Международный специальный посланник ЕС по санкциям Дэвид О’Салливан. Фото The Astana Times

Напомним, что прошлогоднему визиту в Казахстан О’Салливана и его коллег из США также предшествовало усиление санкций. Причем в тот раз они включали в себя меры, направленные не только непосредственно против России, но и в отношении стран, которые так или иначе помогают ей эти санкции обходить. Правда тогда посланники могли только превентивно «грозить пальцем», просто учитывая довольно большой объем товарооборота между РФ и РК.

Сегодня ситуация иная. В санкционных списка США и ЕС уже значатся казахстанские ТОО «Defense Engineering», ТОО «Elem Group» и ТОО «Da Group 22». Они подозреваются в поставке электронного оборудования, интегральных схем и других товаров двойного назначения в Россию. А 12 июня текущего года этот список пополнило ТОО «КБР-технологии», зарегистрированное в Северо-Казахстанской области. Компания, по утверждению минфина США, неоднократно поставляла в Россию комплектующие для сборки дронов.

Да еще подлил масла в огонь и глава Национального банка РК Тимур Сулейменов, заявив, что санкции против Мосбиржи могут обернуться для Казахстанской фондовой биржи (KASE) некоей пользой.

«Любой несанкционный банк, любой несанкционный финансовый агент из России может прийти на KASE. Часть из них имеют доступ к KASE, но мы ожидаем скорее всего, что придут еще, зарегистрируются на KASE и будут торговать вместо Московской биржи на Казахстанской фондовой бирже. Наоборот, в каком-то степени даже даст нам дополнительный приток участников», — сказал он 13 июня, общаясь с журналистами.

Так что сегодня у  посланников, по идее, уже есть что конкретно предъявить Казахстану. Другой вопрос — будут ли предъявлять.

Так чего же нам стоит ждать от визита О’Салливана? Некоего «разбора полетов»? Об этом мы поговорили с политологом Димашем Альжановым, экономистом Арманом Бейсембаевым и правозащитником Евгением Жовтисом.

Конфронтации не будет

Политолог Димаш Альжанов в комментарии «Республике» сказал уверенно, что визит посланника ЕС непосредственно связан с дальнейшим усилением санкций:

«После того, как США ввели ограничения для валютного рынка и финансовой инфраструктуры России, европейцы последовали этому решению и, полагаю, предпримут шаги по дальнейшей изоляции российской экономики и ее ослаблению за счет перекрытия других каналов обхода санкций».

Но принимая во внимание действующие экономические отношения между Казахстаном и ЕС, обе стороны, по мнению политолога, не готовы идти на резкое обострение отношений.

«Единственное, имея за спиной решение США, Дэвид О’Салливан предпримет попытку договориться, смягчив свои позиции по важным вопросам для Казахстана в обмен на принятие обязательств с нашей стороны соблюдать санкционный режим. Возможно, в качестве такой уступки со стороны ЕС будет обсуждаться вопрос смягчения визового режима, который Казахстан поднимал ранее», — предположил Альжанов.

«Вторичные санкции — не пустой звук»

Экономист Арман Бейсембаев советует готовиться к тому, что ТОО «КБР-технологии» — далеко не последняя казахстанская компания, которая может попасть в санкционные списки.

А учитывая заявление главы Нацбанка РК о «пользе» для KASE с введением санкций против Мосбиржи (надо учитывать, что Мосбиржа еще и владеет 13% акций KASE), вопросы могут возникнуть и по работе биржи:

«Вполне возможно, что спецпредставитель ЕС прибывает с конкретной миссией пресечь подобные разговоры, чтобы никого сюда не впускали, чтобы Россия не смогла воспользоваться Казахстаном как форточкой, через которую можно будет прогонять подобные транзакции, чтобы окончательно лишить Россию доступа к доллару и евро. И нам сейчас лишь остается надеяться, что за участие Мосбиржы в акционерах KASE нам не «прилетят» вторичные санкции».

Бейсембаев полагает, что в ходе переговоров казахстанской стороны со спецпосланником ЕС возможны консультации по поводу того, оставлять ли Мосбиржу в акционерах KASE или лучше этот пакет выкупить. 

И еще, по его мнению, моет быть поднят вопрос работы в Казахстане российского «Яндекса», который, скорее всего, следующий по санкциям после Мосбиржи.

«А у нас развиваются «Яндекс-такси», «Яндекс-еда», «Яндекс-доставка». Что делать? Запрещать? Или все же оставлять? Ударит ли по нам вторичными санкциями присутствие «Яндекса»? Это довольно щепетильные вопросы, по которым нам надо прояснить позицию ЕС. Это, так скажем, политические вопросы по экономике. И думаю, консультации с представителем ЕС для нас будут нелишними».  

По мнению экономиста, для Казахстана «вторичные санкции —  не пустой звук».

«Ведь еще до начала войны с Украиной, когда только шли разговоры о введении санкций, представители России говорили, что Казахстан – такое «дырявое ведро», через которое можно будет провозить хоть танки, хоть пушки. Теперь мы видим, что со стороны ЕС и США идет жесткий контроль Казахстана, чтобы мы не играли ту роль, которую нам отводила Россия», — говорит Бейсембаев.

Будут искать компромиссы

Правозащитник Евгений Жовтис считает, что действия и США, и ЕС, конечно, связаны с попыткой оказать большее влияние на страну-агрессора, потому что ожидания от введенных санкций (что Россия не сможет продолжать военную кампанию) в определенной степени не оправдались.

Санкции в отношении Мосбиржи – это, по его мнению, очень сильный удар и по импортерам, и по западным компаниям, которые продолжают сотрудничать с Россией. И это такая всеобъемлющая попытка со всех сторон подойти к проблеме не только затыкания дыр, через которые подсанкционные товары проникают в Россию, но и пресечения финансовых потоков в долларах и евро. И, по словам правозащитника, очевидно, что оживление со стороны ЕС, и визит европосланника в Казахстан в том числе, именно с этим связаны.

Но при этом, если у О’Салливана есть какие-то конкретные претензии, общество, считает Жовтис, об этом не узнает:

«Если претензии и будут, вряд ли они станут публичными. Они будут обсуждаться в рамках конфиденциальных переговоров. Западу очень важно, чтобы Казахстан не сближался сильно с Россией и брал на себя обязательства не нарушать санкционный режим. Тут наличествуют сложные политические конструкции.

Даже если есть факты, что казахстанские компании помогают России обходить санкции, я не думаю, что это приведет к жесткому ответу со стороны США и ЕС, будут искать компромиссы.  Но с учетом санкций в отношении Мосбиржи пространства для маневра у казахстанских властей становится меньше».

…На диалог без ультиматумов надеются и в правительстве Казахстана. Вице-премьер Серик Жумангарин высказался по этому поводу довольно четко: «У нас небольшая экономика, естественно, санкционного давления мы не выдержим, наши предприятия прежде всего. Поэтому мы постоянно в диалоге». И добавил, что в Казахстане есть рабочая группа, которая контактирует «с теми, кто принимает решение» — с США и Евросоюзом.

Следует понимать, что приезд Дэвида у О’Салливана он расценивает как всего лишь визит вежливости?..

Узнайте больше на тему санкций из наших публикаций:

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!

Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона  8-777 681 6594  или карты 4400 4302 1819 1887.  И другие способы на этой странице

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.