Давать большие интервью в начале года различным срдствам массовой информации стало для второго казахстанского президента уже своеобразной традицией. Наступивший 2026 год не стал исключением – Касым-Жомарт Токаев дал пространное интервью газете «Turkistan».
Интервью получилось разноплановым (полный текст здесь).
«Республика» уже опубликовала мнения продюсера Дины Сабировой и юриста Ержана Есимханова, в которых авторы отметили странности президентских пассажей относительно Кантара, транзита власти и отношения к соцсетям.
Я же, в свою очередь, не претендуя на полноту охвата, хочу остановиться на некоторых аспектах, которые меня, мягко говоря, покоробили (и как журналиста, и как обывателя) — в том плане, что президент живет в каком-то мифическом Казахстане. Стране, как он выразился, «победившего коммунизма».
Может быть, ему, как коммунисту с большим стажем (в прошлом), лестно так думать, но обычным гражданам в этом коммунизме живется не очень.
Жонглирование цифрами и фактами
Начнем с политики. Президент напомнил о том, что у нас грядут очередные поправки в Конституцию.
Правда, какие это будут новеллы, кроме озвученной ранее парламентской реформы (создания однопалатного парламента), не уточнил, сказав только, что «занят рассмотрением предложений по редакции Основного закона» и «планируется внесение такого большого количества изменений, что в совокупности они сродни принятию новой Конституции».
Политолог Андрей Чеботарев предполагает по этому поводу, что «это не исключает расширения их (поправок) содержания с выходом за рамки парламентской реформы». Однако он отмечает, что президент не намерен делиться своими полномочиями ни с парламентом, ни с его спикером, продолжая утверждать, что Казахстан – президентская республика.
«При этом сам Токаев на этот пост (спикера парламента) не претендует», — пишет Чеботарев.
Впрочем, напускная таинственность вокруг грядущих конституционных изменений наводит на «нехорошие» мысли о том, действительно ли Токаев ограничится своим 10-летним президентским сроком и не вернется во власть в иной ипостаси (российский президент Владимир Путин — живой тому пример).
На это обращает внимание журналист Асет Матаев.
«Можно было бы сказать, что Токаев поставил точку в этом вопросе, но политика – искусство возможного, и мы думаем, что, как и ранее, высказывание о том, что никто не будет менять Конституцию, может не сработать. В последнее время заметны игры разных «башен» Акорды», — пишет он по поводу транзита власти.
В экономическом блоке Токаев (или его спичрайтеры) остается верен себе: экономика Казахстана демонстрирует уверенный рост:
«Экономика выросла более чем на 6%, ВВП пересек отметку в 300 миллиардов долларов, а в пересчете на душу населения превысил 15 тысяч долларов. Это рекордные показатели не только для нашей страны, но и для всего региона».
Но заметьте, как он при этом жонглирует фактами.
Говоря об инфляции, он не называет конкретных цифр, а о зарплате казахстанцев (даже средней, которая не отражает полноты картины) не говорит вообще ничего. А ведь это тоже официальные данные Бюро по статистике.
Так, средняя зарплата в 2025 году составила 410 тысяч тенге, это на 10-11% выше аналогичного показателя 2024 года. Но инфляция оказалась «проворнее» — она составила 12,4% (на продукты питания – 13,4%). Так что весь пар от роста ВВП уходит в гудок, но президент предпочитает об этом не говорить.

Ну а в социальном блоке главу государства, что называется, понесло.
«Внешние наблюдатели, включая рядовых граждан соседних стран, с удивлением и даже завистью отмечают, насколько развита наша социальная служба, которая включает в себя большое количество льгот для граждан, в том числе гарантированный объем бесплатной медицинской помощи. Казахстан даже стали называть страной «победившего коммунизма», — заявил Токаев.
А дальше и вовсе пошли несусветные байки о том, что частные медорганизации не приобретают сложное оборудование, а отправляют пациентов на обследование в государственные клиники.
Может, в клинике, где обслуживается президент, так и поступают. Я же не далее как месяц назад был свидетелем обратного случая. Брат автора этих строк не смог получить обследование в государственной областной больнице Семея – нужное оборудование оказалось только в частной клинике в Алматы. И, понятное дело, в объем бесплатной помощи это обследование не входило.
Вор — теперь не вор, а инвестор
Интересен пассаж президента и про возврат незаконных активов, потому что в двух соседствующих предложениях он противоречит сам себе. Судите сами.
«Восстановление социальной справедливости через возврат незаконных активов – это не конъюнктура, не политическая пиар-акция, а принципиальная позиция государства. Речь не идет и не может идти об индульгенциях или закулисных договоренностях».
«Что касается владельцев активов, попавших под подозрение как «мутные», то многие из них изъявили желание инвестировать средства в страну. С ними заключены соглашения на сумму более пяти триллионов тенге».
То есть вор у нас теперь – не вор, а инвестор, и президент открытым текстом признает такую тактику прощения воровства приемлемой и справедливой.
Я и «авгиевые конюшни»
Еще одна интересная «фигура речи» Токаева – отделение собственного «я» от «правительства». Рассуждая о проблемах в секторе ЖКХ, президент говорит:
«Накопившиеся вопросы сплелись в «гордиев узел» проблем, создав «коммунального дракона», которого нужно постоянно подкармливать бюджетными вливаниями и задабривать авральным латанием дыр. Это стало восприниматься как данность, у граждан появилось чувство безысходности.
Между тем наши правительства не спешили разгребать «авгиевы конюшни», потому что такая сложная работа не принесла бы им лавры победителей. Проще было докладывать о подготовке пафосных программ. Погоня за сиюминутными результатами в ущерб реальности дорого обошлась нашему государству».
Так о «наших правительствах» могу рассуждать я, ни дня не проработавший на государственной службе. Но только не Токаев, который с 12 октября 1999 года по 28 января 2002 года был премьер-министром. Так что для него «наше правительство» в течение двух с небольшим лет было «его правительством», которое, надо полагать, тоже не утруждало себя чисткой «авгиевых конюшен».
Ну и кто теперь виноват, что «конюшни» достались ему в наследство нечищеными? Блогеры, тиктокеры и инстаграмщики, которых он уже не в первый раз клеймит бездельниками?
Как гласит пословица, «неча на зеркало пенять, коли рожа крива».
P.S. Кстати сказать, именно в премьерство Токаева, который сегодня рисуется как великий реформатор (и выборность-то акимов он ввел, и парламент намерен сделать однопалатным), точно такие же реформы предлагали младодемократы, объединившиеся в «Демократический выбор Казахстана». Поддержи их тогда «реформатор» Токаев – и было бы ему сейчас, наверное, значительно легче президентствовать. Но нет, он потребовал увольнения членов ДВК с занимаемых постов, что Нурсултан Назарбаев тогда и сделал.
Еще комментарии к интервью Токаева читайте по ссылкам:
- «Мой президент не пьет и не курит», но «лучше бы пил и курил»
- Про неких «людей труда» и мотыльков из Тик-Тока
БОЛЬШЕ оперативных и важных НОВОСТЕЙ в нашем Telegram-канале:
https://t.me/respublikaKZmediaNEWS и https://t.me/RESPUBLIKAexpertKZ
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»
В Казахстане почти нет независимой прессы. Власти сделали все возможное, чтобы заткнуть рты журналистам, осмеливающимся их критиковать. В таких условиях редакции могут рассчитывать только на поддержку читателей.
«Республика» никогда не зависела ни от власти, ни от олигархов. Для нас нет запретных тем. УЗНАТЬ БОЛЬШЕ О НАС можно здесь.
Поддержать нас можно разными способами — они указаны на этой странице.









