На днях в сенате парламента Казахстана обсуждали проблемы межбюджетных отношений центра и регионов. Выяснилось, что местные бюджеты очень сильно зависят от республиканских трансфертов. Главными наполнителями государственной казны являются Алматы и Нур-Султан, а все остальные регионы сидят у них на шее. Таковы особенности страны: национальные богатства создаются в регионах, но все доходы от них оседают в южной и северной столицах. И чиновников такая ситуация вполне устраивает.
Как сообщает официальный сайт Парламента РК, в конце февраля состоялось заседание сенатского Комитета по финансам и бюджету. Участвовавшие в нем сенаторы с удивлением узнали о том, что бюджеты казахстанских регионов большей частью формируются за счет республиканских субвенций, или так называемых ТОХов (трансфертов общего характера).
Выступившая на заседании председатель Счетного комитета Наталья Годунова привела неутешительную статистику. По ее словам, за три года в общем объеме доходов местного бюджета доля средств, полученных из республиканской казны, составила 58%. То есть почти две трети.
Как отметила председатель сенатского комитета по финансам и бюджету Ольга Перепечина, подобная ситуация создает немалые проблемы с прогнозированием доходных возможностей бюджета в Казахстане:
«И как следствие наличие этих и других факторов отрицательно сказывается на качестве планирования бюджета, на дальнейшем развитии межбюджетных отношений, на предоставлении жителям равных гарантированных государством услуг и соответственно требует более углубленного совершенствования существующей методики формирования трансфертов общего характера».
Завершается официальная новость на оптимистичной ноте: «Участники заседания всесторонне обсудили вопросы планирования и совершенствования расчетов республиканских трансфертов».
Как сенаторы намерены улучшать эти самые межбюджетные перекосы и обеспечить более справедливое распределение трансфертов, лично я плохо понимаю. Но хочу отметить, что бюджетная несправедливость началась не сегодня. Донорами республиканского бюджета являются всего четыре региона из семнадцати – это Мангистауская и Атырауская области, а также Алматы и Нур-Султан. Остальные тринадцать регионов являются дотационными.
Так, в республиканском бюджете на 2021 год на трансферты регионам будет выделено 2,120 триллионов тенге. Суммы весьма приличные — по 100, по 150 и более миллиардов тенге. При этом собственных налогов в региональных бюджетах с гулькин нос.
В чем причина такой бюджетной ситуации?
Это можно понять на примере Павлодарской области, в которой собственных налогов в этом году соберут всего 37 млрд тенге, и еще 17 млрд тенге составят поступления за использование природных ресурсов. В то же время из вышестоящих бюджетов область получит трансфертов на 145 млрд тенге.
На Павлодарскую область приходится 70% республиканской добычи угля, 40% электроэнергии и нефтепродуктов, 75% ферросплавов, 100% алюминия. Прибавьте сюда крупнейший в стране Бозщакольский ГОК по добыче медных руд, предприятия черной металлургии, производство стальных труб.
Огромная часть республиканской промышленности, целые отрасли экономики находятся в Павлодарской области, которые помимо товарной продукции (миллионы тонн угля, стали, глинозема, ферросплавов) дают 700 с лишним тысяч тонн вредных выбросов в атмосферу. А денег со всего этого павлодарцы не видят и налогов в этом году даже на половину собственных потребностей не соберут. Парадокс.
Такая же ситуация сложилась в Карагандинской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской и прочих областях. Все регионы работают в поте лица, а обеспечить себя не могут и живут за счет дотаций, получаемых из центра.
Как же так? Ответ очень прост – прибыли изымаются из промышленных регионов благодаря столичной прописке офисов крупнейших корпораций.
Природные ресурсы черпают в регионах, прибавочный продукт создают там же. Но многотысячные трудовые коллективы, депрессивные рабочие поселки и города, социальные и коммунальные проблемы, вредные выбросы, онкология — это все остается в регионах. А колоссальные прибыли с созданного на всем этом прибавочного продукта оседают в Алматы и Нур-Султане, где владельцы корпораций и уплачивают налоги в госбюджет.
Поэтому удельный вес Павлодарской области в республиканской экономике 4,2%. На долю таких огромных регионов, как Восточно-Казахстанская и Карагандинская области приходится 6% и 8%. Зато Алматы и Нур-Султан составляют третью часть казахстанской экономики. Это 21% и 11%.
Эти два города, чью социальную и экономическую основу составляют оптово-розничная торговля и бюрократия, платят в республиканский бюджет больше налогов, чем добрая половина казахстанских регионов вместе взятых.
Такое вот «справедливое» разделение труда по географическому признаку.
Где-то работают в поте лица за скромную зарплату, получая жуткую экологию и целевые трансферты на новый онкологический диспансер (чтоб раньше срока не умирали). А где-то строят пантеоны и развлекательные мегакомплексы, прокладывают скоростное метро и трамваи на «золотых» рельсах.
И вот эту бюджетную систему сенаторы обещали усовершенствовать. Спрашивается, почему ее не демонтируют? Почему не обяжут владельцев крупного бизнеса платить налоги по месту прописки своих основных активов?
Ответ, как мне кажется, весьма прост. Подобная колониальная система (когда все доходы уходят в центр, а регионы со своими экологическими и социальными проблемами сидят на дотациях) очень удобна. И для правительства, которое благодаря финансовым средствам держит всех на коротком поводке. И для региональных чиновников: они привыкают сидеть на субвенциях и теряют всякий интерес к самостоятельности.
У них нет стимула для развития экономики и создания новых реальных (а не фейковых) производств, потому что это невыгодно: все доходы все равно уйдут в столицу, а местному акимату надо будет думать об инфраструктурном обеспечении новых производств (провести воду, тепло, свет, построить дороги, решить вопросы подготовки кадров и др.), и как-то минимизировать неминуемые экологические издержки. Проще и удобнее, ничего кардинально не меняя, сидеть на субвенциях из республиканской казны.
Надо только вовремя освоить ТОХи, чтобы в следующем году их объем не сократили. А в этом плане у чиновников фантазии работают очень хорошо.
Тротуарная плитка, бордюры, клумбы, озеленение, благоустройство – это далеко не полный перечень инструментов, благодаря которым можно распилить любые бюджеты.
Кстати, можно вспомнить историю с купленными в втридорога солнечными батареями, из-за которых Счетная палата судилась с акимом Павлодарской области Булатом Бакауовым. Их ведь покупали как раз за счет республиканских трансфертов и умудрились переплатить 625 млн тенге. И что? Ничего.
Проиграв суд акимат спокойно возместил республиканскому бюджету нанесенный ущерб за счет таких же трансфертов, и об афере забыли. Никого не привлекли даже к дисциплинарной ответственности. Потому что, состава преступления, как сообщили антикоррупционщики, не было.
Таковы тонкости межбюджетных отношений.