20 мая 2021 года Европейский парламент проголосовал против инвестиционного соглашения Европейского союза с Китайской Народной Республикой. В результате его ратификация отложена на неопределенный срок, и есть вероятность, что вообще не состоится.
Хотя случившееся касается прямо только ЕС и КНР, оно, тем не менее, заденет и Казахстан. И не только потому, что через территорию РК проходит один из транспортных коридоров между Китаем и Европой. Но и потому, что принципиальной разницы между казахстанской и китайской авторитарными политическими системами нет.
А это, в частности, означает, что ЕС вполне может применить против Казахстана, его госорганов и отдельных представителей правящей верхушки те же самые меры воздействия, что уже сейчас задействованы и задействуются по отношению к Китаю и России. То есть по поводам, как имеющим геополитический, военный или экономический характер, так и связанным с внутренней политикой и отдельными действиями Акорды и Библиотеки внутри страны.
В подтверждение сошлемся на публикацию «Радио Азаттык» под названием «Важная торговая сделка ЕС с Китаем заморожена. Среди причин — политика Пекина в Синьцзяне».
Мы выбрали именно «Радио Азаттык», потому что оно является структурным подразделением Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода» и в своей редакционной политике не может не отражать идеи, которые сейчас довлеют над так называемым коллективным Западом.
То есть как максимум заставить РФ и КНР прислушиваться к тому, что говорит им коллективный Запад и как минимум мешать им там и тогда, где и когда это возможно. Поэтому в публикациях именно таких СМИ наиболее четко и аргументировано формулируется позиция и фиксируются намерения того же Европейского союза, США, отдельных европейских государств и их союзников в других частях света.
Цитируем вышеназванную публикацию (выделения сделаны KZ.expert):
«Европейский парламент высказался за остановку инвестиционной сделки с Китаем. Это новый шаг Европы после взаимных санкций и продолжительного диспута по поводу проводимой Пекином политики в Синьцзяне по отношению к уйгурам, казахам и представителям других коренных народов, исповедующих в основном ислам.
Ратификация Европейским парламентом сделки — обязательное условие для вступления соглашения в силу.
Но в соответствии с резолюцией, принятой 20 мая, европейские законодатели потребовали, чтобы «Китай снял санкции до того, как парламент сможет рассмотреть всеобъемлющее соглашение по инвестициям (Comprehensive Agreement on Investment, CAI)».
Предложение о замораживании сделки принято большинством голосов. 599 депутатов проголосовали «за», 30 — «против», 58 воздержались».
Судя по итогам голосования в Европейском парламенте, там сформировался если не консенсус, то взаимопонимание между ключевыми политическими группами относительно сделки между Европейским союзом и Китайской Народной Республики. Той самой, что готовилась и согласовывалась целых семь лет и была заключена в декабре 2020 года.
И вот теперь, после обмена санкциями, одним из главных поводом для которых стали нарушения прав человека в Синьцзян-Уйгурском Автономном Округе, соглашение, в котором более чем заинтересован европейский бизнес, оказалось подвешенным в воздухе.
По оценке KZ.expert, Пекин никогда не согласится с критикой своих действий по отношению к мусульманским меньшинствам и тем более не сделает это публично, так что велика вероятность того, что данный вопрос будет отложен не на несколько лет, а на пару десятилетий.
При этом не может не удивлять факт, что поводом для санкций со стороны Европейского союза стали действия китайских властей, начавшиеся еще в 1949 году, сразу после прихода к власти Компартии Китая, и не прекращавшиеся никогда, только ослабевавшие в определенные периоды времени.
Судя по всему, в данном случае причины ужесточения политики Европейского союза по отношению к Китайской Народной Республике иные, а то, что происходит в СУАР – только повод. В подтверждение наших слов еще одна цитата из публикации «Радио Азаттык»:
«22 марта ЕС ввел санкции против Пекина за его обращение с уйгурами и другими мусульманскими народами в Синьцзяне, где Китай создал систему «лагерей политического перевоспитания». Это были первые введенные Европой санкции в связи с нарушением прав человека в Китае после резни на площади Тяньаньмэнь в 1989 году».
Но если Европейский союз вслед за США начал столь жестко атаковать (или контратаковать, кому как нравится) двух главных соседей Казахстана в лице Китайской Народной Республики и Российской Федерации, то что ему мешает нанести аналогичные удары по Казахстану? Тем более что последний является верным союзником этих двух государств и может быть как территорией, которая их соединяет территориально, так и разъединяет?
Ранее в наших публикациях «Байден и риски Акорды» и «Байден и риски Акорды – 2» мы спрогнозировали, что «Казахстан неизбежно окажется под прессингом новой демократической администрации США — сначала дипломатическим, а затем политическим и санкционным» и обосновали, почему так считаем. Теперь же, похоже, круг замыкается.
Другими словами, Казахстан попадает в окружение недружественных государств вместе со своими ближайшими соседями. А поскольку он не может отгородиться ни от России, ни от КНР, то окажется в уникальном по уязвимости положении.
Ведь, с одной стороны, Казахстан вписан в мировой рынок куда сильнее, чем другие государства Центральной Азии. А с другой — поводов для санкций со стороны США и Европейского союза, в первую очередь в части нарушения прав человека, хоть отбавляй.
И ко всему этому вишенкой на торте тот факт, что первоначальное накопление капитала в Казахстане, то есть расхищение и присвоение в прошлом общенародной собственности, еще не завершилось.
Так что поводов и оснований для спроса с новоявленных казахстанских миллиардеров и мультимиллионеров хоть отбавляй. И санкции ЕС вместе с США тому могут сильно помочь. Если, конечно, оппозиция сможет сделать правильные выводы из происходящего в мире и начать заниматься вместо склок борьбой со своими политическими оппонентами.