Как и у многих в нашей стране, ощущения последней недели крайне странные. Точно не депрессия, скорее чувство апатии к происходящему.
Казалось бы – читай заголовки, радуйся, возбуждайся, размахивай своим мнением, а нет. Не хочется. Полное пресыщение повторяющимися новостями, одинаково громкими комментариями, плоскими шутками. Плюс астанинский цирк уродцев – перевертышей. Вообще not funny at all.
Кажется, что в душе наискосок пошла трещина, из которой в пространство уходят жизненная энергия, оптимизм, эйфория. Да и надежды тоже. Парадоксально, но так долго ожидаемая смена эпох (хочется верить, что она началась) не принесла с собой волны бурного энтузиазма. Скорее наоборот. Возможно это aftershock после крайне насыщенной на события первой декады января.
Уверен, что свою роль сыграло понимание, что народная революция в нашей реальности станет бешеным всплеском яростной нищеты, которая мгновенно скомпрометирует чистые порывы энтузиастов. И то, что положат, не разбираясь виновен или нет, в асфальт кучу людей было ясно. Для многих это не было сюрпризом, просто не думали, что так быстро и что так оголтело.
Или то, что едва бывший руководитель хлопнет дверью, наш “age of innocence” мгновенно закончится, и начнутся прилюдные сцены массовых переодеваний и переобуваний. Тоже совершенно предсказуемо. Как и многое, которое обсуждать уже просто не хочется. И так все понятно.
Сегодня не остывающих в сознании парадоксов прибыло. Почитал о встрече президента Токаева с представителями крупного бизнеса. Признаюсь, многое очень понравилось. Трезво, полноценно, предметно, актуально и многообещающе. Без популизма не обошлось, но это уже политика, тем более, что массы ждут полновесной риторики. В общем, надежды на светлеющее будущее потихоньку стали возвращаться.
Но сразу возникло ощущение, что суетящиеся возле Главы государства люди своими идеями и действиями толкают это будущее не совсем в ту сторону. То ли в обход, то ли вбок? Но точно куда-то не туда.
Взять хотя бы идею фонда, призванного служить народу, в который «прозревшие» стали активно сбрасывать денежные средства. Интересно кто первым озвучил эту идею? Преподнес, так сказать.
Сегодня я далек от активного бизнеса, но уверен, что многие главные бухгалтера сейчас хватаются за все впукло – выпуклые части тела, ломая голову над тем как разнесут в четвертом квартале и далее в годовом отчете неожиданную передачу средств на счета этого фонда, который юридически еще, наверное, и не существует, поскольку есть определенные процессуальные нормативы, не позволяющие так быстро создавать подобные организации. Если не ошибаюсь там минимум надо дней пятнадцать ждать регистрации. Потому что по закону так.
Или тут все выше Закона? На каком основании перечисляют деньги? Как по бухгалтерии разносить? Что скажут департаменты бюджетирования? Снова как при ЭКСПО или Саммитах сидеть финансистам и голову ломать? Есть письмо с «просьбой о помощи»? Да? За чьей подписью? Договора, заверенные печатью? Не может же все делаться просто так?
Далее вопросы: а не отразится ли эта «безвозмездная» помощь на снижениях налоговых отчислений предприятий и компаний в бюджет страны? Если да, то в чем прикол? Может надо все-таки напрямую в бюджет страны, который для этого и формируют? Или на бюджет надежды нет?
Вернее, на правительство и парламент?
А как завтра надзорные органы, которые у нас по определению карательные, воспримут эти потоки в отчетах компаний? Закроют глаза, будут вздыхать с пониманием? Есть ли механизм взаимодействия бизнеса с указанным юридическим новообразованием?
И потом, бизнес это прежде всего извлечение доходов – не скажется ли это «временное помутнение» на росте себестоимости продукции и услуг? Даже при жестком условии моратория на изменения ценообразования. Ведь деньги вытаскивают из текущей операционной деятельности или прибыли. А это упущенные возможности новых или запланированных капиталовложений, премирования и социальных выплат работникам. Кому-то просто на карман. Если да, то опять куча вопросов.
Я еще раз повторю – идеологически все выглядит идеально, но у нас политика снова впереди экономики получается? И очередной «общак».
Мне одному кажется, что это мы уже сто раз проходили? Главное, чего надо опасаться, чтобы это не стало очередной индульгенцией для бизнесменов и так сросшихся с властью. Конечно, захватывающе видеть, что сначала одни, потом другие переводят деньги. Веселится и ликует весь народ.
Лично для меня парадокс заключается именно в том, что, когда я читаю или слышу тезисы, озвучиваемые Токаевым, я не ощущаю стопроцентной уверенности, что так и будет. Это, например, было с МВД, которое прикрывшись президентским тезисом о борьбе с терроризмом, с лютым воодушевлением, скорее похожим на месть испуганного прилюдно человека, стало крушить и ломать собственный народ. В очередной раз.
На что Президенту снова пришлось лезть на сцену и охлаждать взбудораженный народ. И щелкать полицию по носу, объясняя, что он не имел ввиду повторения 1937 года. Или уже на последнем выступлении приводить в чувство санитарные и муниципальные службы, которые снова с упоением кошмарят малый и средний бизнес, по привычке размахивая лозунгами борьбы с пандемией.
В общем, полное ощущение дуальности нашей реальности.
Словно перед тобой два телевизора. Один дает четкий звук, другой мутную картинку. Пытаешься мысленно совместить, а ни фига не получается – сознание отторгает. Не воспринимает. И получается, что надо либо смотреть не слушая, либо слушать не смотря.
Признаюсь, лично мне сложно.