Есть одна вещь, которая очень беспокоит в связи со всеми резонансными арестами последних недель. Всего одна, но очень серьезная.

Дело в том, что для нормального существования любой страны важно, чтобы человек доверял полиции, прокуратуре и суду. Верил в то, что у него есть шансы на объективное следствие, справедливый суд, и что он вообще защищен законом. Это доверие для любой страны совершенно необходимо. Оно лежит в ее основании. Если оно есть – страна может развиваться и существовать. Если его нет – страна умрет. Исключений из этого правила в истории не было.

Так вот, это доверие в Казахстане равно нулю. Средний казахстанец не верит следствию, прокуратуре и суду. Средний казахстанец любыми путями избегает взаимодействия с правоохранительными органами. И если завтра тот же Кайрат Кудайберген будет официально признан виновным в том, что он был организатором беспорядков – в это не поверит никто.

А если он будет признан невиновным – никто не поверит, что это произошло потому, что он действительно невиновен, а не потому, что он воспользовался связями. И даже если он сделает чистосердечное признание – никто не поверит, что на него не надавили. Потому что таких примеров было множество.

И каждый, кто будет за этим процессом в ближайшие месяцы наблюдать, будет точно знать одно. Завтра с ним может случиться то же самое. Его могут забрать без объяснений, и арестовать без объяснений, и предъявить обвинение, и осудить, и никого не будет волновать, виноват ли он на самом деле, или просто оказался не в то время не в том месте.

Так думает каждый казахстанец – но чаще старается об этом не думать.

Восстановление такого доверия – это самый важный вопрос в нашей стране сейчас. Важнее экономики. Важнее влияния санкций. Важнее курса валют. Важнее даже изменений в конституцию, провозглашенных на днях президентом. Нет ни одного более важного вопроса, и это очень хорошо стало понятно в январе. И самое странное, что в этом направлении не меняется почти ничего.

Взять, к примеру, хотя бы только полицию. Вспомните, когда в первый раз был открыто поднят вопрос о реформе МВД? Четыре года назад, после убийства Дениса Тена. Да, прошло уже четыре года. И что-то там вроде происходило, о чем-то говорили, двух министров сменили с тех пор.

Да что там министры – в стране новый президент. И форму новую разрабатывали, и машины новые покупали, и какие-то прозрачные офисы строили. И как-то мало-помалу и очень вяло эта реформа шла.

А потом случился январь, и случились пытки. И стало понятно, что все, что происходило до этого, все смены министров и прочее – это были просто такие небольшие косметические вещи. А ничего на самом деле не изменилось.

Проблема очевидна, она стоит во весь рост уже многие годы. Она действительно беспокоит людей. Она создает ощущение тотальной несправедливости. Из-за нее страдает бизнес. Люди, в конце концов, из-за этой проблемы, в том числе, покидают страну. Имидж международный страдает после новостей о пытках.

Но все заявления, которые относились к реформе МВД после января, по сути дела, сводились к одному. К повышению зарплат. К лучшему оснащению и координации. И, по большому счету – к усилению репрессивного аппарата. Результаты этого усиления мы уже видим – вряд ли оно так уж сильно добавило казахстанцам чувства защищенности, скорее наоборот.

О вещах, о которых эксперты говорят уже четыре года, забыли.

О том, что нужен парламентский и общественный контроль за деятельностью МВД. О кардинальном обновлении состава. О полной прозрачности работы.

И о многих других вещах.

Если бы четыре года назад, когда эта проблема начала активно обсуждаться, какие-то из этих механизмов были бы внедрены, может, и уровень доверия к правоохранительным органам был бы выше. И, вполне вероятно, не было бы в Казахстане такого жуткого и позорного по меркам двадцать первого века явления, как массовые пытки задержанных.

Доверия к правоохранительным органам и суду в Казахстане нет. И поэтому никто никогда не поверит в справедливость и нужность арестов Кудайбергена, Туребаева и прочих, пусть даже они арестованы по совершенно разным поводам.

И чем резонанснее арест, чем важнее и известнее человек – тем меньше доверия, потому что людям, особенно известным, казахстанцы доверяют, а системе нет.

Важно осознать, что любые разговоры о новом Казахстане должны начинаться и заканчиваться этой темой. Все мы понимаем, что сильное МВД нужно президенту для поддержания порядка в стране после январских событий. Но для кого вообще поддерживается этот порядок, если работа полиции, прокуратуры и суда – это главная причина массового разочарования казахстанцев в своей стране?

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.