Сегодня «Радио Азаттык» опубликовало статью с громким и требующим от власти немедленного реагирования названием: «Хотят козлов отпущения найти». Жители Бестобе требуют сохранить шахты — их вызывают в полицию».
Если коротко, речь идет о тянущемся уже второй год конфликте между жителями населенного пункта, в том числе работающими на золотодобывающем руднике, и компанией «Казахалтын», им владеющей.
Из текста однозначно следует, что автор публикации и само издание поддерживают бестобинцев, требующих запустить простаивающий подземный рудник и обеспечить их нормальной работой, а значит и заработками. Завершается он словами: «Шахту запустите, дайте работать, деньги платите, и всё — ничего другого нам не надо, — говорит один из жителей Бестобе».
Мы, безусловно, на стороне жителей этого поселка в Акмолинской области, но в то же время не можем не отметить: в условиях рыночной экономики ни один частный предприниматель не должен и не будет заниматься бизнесом ради того, чтобы дать работу жителям какого-либо населенного пункта.
Ведь главная задача любого бизнеса – заработать как можно больше денег, поэтому расходы компании на наемных работников — это производственные траты, если речь идет об оплате труда на основном или вспомогательном производствах, или непроизводственные траты, если деньги идут на поддержку местного сообщества или бюджета.
Все остальное — лирика, которая вполне уместна для обычных людей или чиновников, но не подходит для предпринимателей.
У нас нет информации о текущих запасах золотосодержащей руды на руднике «Бестобе» и среднем содержании в ней драгоценного металла, но в данном конкретном случае мы склонны поверить менеджерам «Казахалтына» и его головной структуры в лице корпорации «Алтыналмас», которые говорят о том, что месторождение исчерпано.
И не потому, что мы доверяем топ-менеджменту этих компаний и их акционерам, как не скрывающим своего участия в капитале, так и пожелавших спрятаться за офшором. Скорее наоборот.
Кто стоит за «АК Алтыналмас», крупнейшим золотодобывающим предприятием Казахстана, читайте в нашем расследовании.
Однако мы также знаем, что добыча руды на руднике «Бестобе» ведется еще с советских времен, и уже в последние годы перед развалом СССР была проблема, которая сейчас стала причиной конфликта жителей поселка и добывающего предприятия. И избежать эту проблему не смогло ни одно из более или менее крупных предприятий, заложенных в советские времена и выживших после развала советской планово-административной экономики.
Все дело в том, что несколько десятилетий назад требования к запасам полезных ископаемых, которые можно было разрабатывать, были совершенно другие. Соответственно люди, руководившие тогда строительством горнодобывающх предприятий, принимали решения о том, где строить шахты, обогатительные фабрики и металлургические заводы, исходя из совершенно иных реалий.
Но те богатые залежи уже отработаны давно, и о них можно только вспоминать.
В результате сегодня казахстанский и иностранный бизнес, оперирующий в горнодобывающей отрасли, вынужден добывать и перерабатывать руду с содержанием меди, свинца, цинка, золота и серебра в несколько раз (а иногда и на порядок) ниже, чем это было лет сорок назад.
Плюс бизнес вынужден начать разрабатывать участки, на которых были возведены населенные пункты для работников предприятий. И если «погуглить», то легко обнаружить, что конфликтов, подобных тому, что возник сейчас в Бестобе, в Казахстане и раньше было достаточно.
Правда каждый раз проблема решалась по-разному. Иногда предприятие тратило свои деньги на перенос населенных пунктов или их части, но чаще эти расходы перекладывались на государство.
Особенно много потратил бюджет страны на такие операции «Казахмыс». А все потому, что главный акционер корпорации миллиардер Владимир Ким был не просто соратником и доверенным человеком Нурсултана Назарбаева, но хранителем его долей и «кошельком».
Мы понимаем, почему жители Бестобе настроены так агрессивно по отношению к золотодобывающей компании, но, увы, их требования выполнить невозможно. Точнее, можно, но только при условии, что государство восстановит советскую планово-административную экономику и начнет устанавливать оптовые цены на то же золото индивидуально для каждого отдельного юридического лица.
Ну а поскольку это условие невыполнимо, всем участникам конфликта в Бестобе придется пойти на уступки. Вопрос только в том, кто это сделает первым?
И кто заплатит за перенос домов или за то, что конфликт разовьется до физического противостояния граждан и власти?
И кто возьмет на себя функцию арбитра, если стороны захотят договариваться:
- полиция, которая уже вовлечена в конфликт,
- суд, которому в Казахстане никто не верит,
- чиновники, которым не верят все, включая их самих?
По нашему мнению, в условиях, когда лоб в лоб столкнулись жители монопоселка и предприятие, благодаря которому этот населенный пункт существует, у них нет другого варианта как договариваться.
И очень хотелось бы, чтобы это случилось до того, как начнут повторятся события 16 декабря 2011 года в Жанаозене или январские 2022 года во всей стране и особенно в Алматы.
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!
За последние годы власти сделали все возможное, чтобы запугать тех, кто осмеливается писать о них правду, или «купить» их с помощью госзаказов. В этих условиях независимые редакции могут рассчитывать только на своих читателей.
Для «РЕСПУБЛИКИ» нет запретных тем, мы пишем о том, что считаем важным. НО НАМ НУЖНА ВАША ПОДДЕРЖКА!
Поддержать нас можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или на номер карты 4400 4302 1819 1887.
И есть еще несколько способов – они на этой странице.