Многовекторность во внешней политике, которую исповедует президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, может привести к потере суверенитета. Такие обвинения посыпались в адрес главы Казахстана после того, как он согласился обсудить предложение президента России о создании газового союза.

Что за газовый союз

Напомним, что недавний официальный визит Токаева в Москву обернулся обсуждением создания «тройственного газового союза» с участием России, Казахстана и Узбекистана. Поскольку переговоры 28 ноября проходили за закрытыми дверями, подробностей поначалу было немного.

Завесу тайны днем позже приоткрыл пресс-секретарь президента РК Руслан Желдибай.

«В ходе переговоров в Кремле президентов Казахстана и России речь шла о создании «тройственного газового союза» в составе России, Казахстана, Узбекистана с целью координации действий при транспортировке российского газа по территориям Казахстана и Узбекистана, – написал он 29 ноября в Facebook. 

Во время встречи с российским премьер-министром Михаилом Мишустиным, состоявшейся после переговоров на высшем уровне, и сам Токаев говорил о создании некоего союза в газовой сфере, идея о котором исходила от Путина.

Президент Казахстана готов это соглашение, по крайней мере, обсуждать.

«Нужно вникнуть в эту тему, во всяком случае мне, не говоря уже о наших специалистах, с тем, чтобы прийти к искомому результату и соглашению (…) Почему бы нет», – цитируют Токаева российские издания.

Понять российскую заинтересованность в развертывании подобного союза несложно, учитывая выход из строя в сентябре текущего года трех из четырех ниток газопроводов «Северный поток-1» и «Северный поток -2», проходящих по дну Балтийского моря (речь идет даже о возможном их подрыве), и снижение поставок российского газа в Европу (вплоть до полного прекращения) в рамках так называемых контрсанкций по другим маршрутам.

Тем более что для создания «тройственного союза» якобы имеется необходимая инфраструктура.

«Такие направления сотрудничества рассматриваются, поскольку у России, Казахстана, Узбекистана еще с советских времен фактически единая газотранспортная система. И у нас есть большие возможности для расширения взаимного сотрудничества в том числе и по поставкам газа, по его переработке, что в принципе уже делается, по поставкам на другие экспортные направления, в частности, в том числе и в Китайскую народную республику», – так пояснил суть сотрудничества вице-премьер РФ Александр Новак.

Почему Токаев не отказался

Директор Центральноазиатского фонда развития демократии Толганай Умбеталиева полагает, что Токаев не мог отказаться от заключения союза.

Всему «виной» — наше геополитическое соседство с Россией, от которого нам никуда не деться.

Фото со страницы Толганай Умбеталиевой в Facebook.

«Это предложение последовало в силу заявления Казахстана, что будут изыскиваться иные, минуя территорию России, пути поставки нефти и газа в Европу (в частности, по трубопроводу Баку – Джейхан). Как известно, Европа не накладывала санкции на покупку российского газа, это, напротив, сама Россия прекратила поставки. И в таких условиях Кремль не заинтересован, чтобы казахстанский и узбекистанский газ уходил в Европу в обход России – вот этим и было продиктовано это предложение», — сказала политолог в комментарии «Республике».

При этом Толганай Умбеталиева  отметила, что Москва создала условия, чтобы Казахстан не смог от заключения такого союза отказаться. Различные российские «эксперты» заявляют, что в стране якобы растет уровень национализма, и то, что сейчас происходит в Украине, может стать будущим и для Казахстана. То есть были даны, так сказать, четкие сигналы.

«Впрочем, Казахстан и без этих сигналов не стал бы отказываться от соглашения. От России нам никуда не деться, это наш сосед, он будет существовать всегда, и портить с ним отношения мы не будем. И сотрудничаем мы с Россией не потому, что поддерживаем ее политику, а потому что у нас нет другого выхода, и это прекрасно понимают и политики, и бизнесмены. Конечно, стоит надеяться на изменения внутри России, Путин – не вечен, но даже если на его место придет другой человек, осадок от испорченных сегодня отношений может остаться, и надо думать на перспективу».

Но в то же время эксперт считает, что если радикальный сценарий –  уход Казахстана под протекторат России – и существует, то только в головах отдельных представителей российской элиты.

«Не думаю, что газовое соглашение каким-то образом повлечет утерю Казахстаном независимости. Просто Россия всегда использует энергетические вопросы  как инструмент давления.

Помните: стоило Токаеву заявить, что Казахстан не намерен признавать квазигосударственные образования на территории Украины, как сразу начались проблемы с отправкой нашей нефти через КТК? Нечто подобное мы наблюдаем и сегодня.

Однако даже в этих условиях отказываться от дальнейшего развития направления «Баку-Джейхан» нам не стоит», — заключила Толганай Умбеталиева.

Сколько будет «вникать в тему» Токаев? Говорили ли президенты о сроках создания союза? Каково мнение президента Узбекистана Шавката Мирзиёева о вступлении в союз, учитывая, что узбекская сторона, в отличие от Казахстана, пока не вовлекается Россией в свою орбиту столь активно?

На эти вопросы ответов нет.

Ясно только одно: вряд ли участие в очередном союзе с таким токсичным партнером, как Россия, добавит Казахстану инвестиционной привлекательности, которая и так уже выглядит «не очень».

 

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»! 

 

Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или на номер карты 4400 4302 1819 1887. И есть еще несколько способов – на этой странице.

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.