Недавно мы рассказали нашим читателям о протестной акции в Астане рабочих из Жанаозена — их требованиях, жестоком разгоне протестантов СОБРом и последующем их аресте, а также об акциях в их поддержку в Магнистау.

Одновременно с попыткой властей погасить конфликт силовыми методами в социальных сетях начались вбросы и манипуляции.

Об этом рассказал автор телеграмм-канала «Рас айтамын» Бағдат Асылбек.

Первая манипуляция

Судя по содержанию постов, первая манипуляция заключалась в том, чтобы выставить рабочих алчными, игнорирующими зарплату в 700 тысяч тенге.

Эту цифру также преподносили в другой манипулятивной форме: «это выше в два раза средней зарплаты» и приводили официальную среднюю зарплату по стране (338,7 тысяч тенге).

Во-первых, средняя номинальная зарплата не отражает настоящую картину потребностей. 700 тысяч (тенге) в Мангистау и 700 тысяч (тенге) в условной Алматинской области — это разные деньги.

По данным Нацбанка за март 2023 года, наибольшие значения годовой инфляции зафиксированы в Мангистау. Цены на продукты питания в феврале по стране выросли на 26,2%, но максимальный рост цен сложился в Мангистауской области —  32,1%. Мангистау в лидерах по инфляции и в январе, и в декабре, и в ноябре, и в предыдущие месяцы.

С учетом отдаленности Жанаозена и дороговизны логистики, продовольственные товары здесь дороже, чем в других регионах.

Во-вторых, жанаозенцы требуют не повышения зарплаты, а постоянной работы, так как речь идет о не о добыче нефти, которая может идти постоянно, а о нефтесервисных услугах (это не постоянная работа). Нефтяники этим и объясняли свой отказ от 700 000 тенге.

Даже если дадут миллион, но если эта работа на несколько месяцев, то ситуация не изменится. Через несколько месяцев объем закончится, и они снова станут безработными, а власти могут запустить новую манипуляцию в духе “Мы вам давали же 700 000, этого мало, неблагодарные?”.

Вторая манипуляция

Вторая манипуляция — вопрос с тендером. Неопределенность будущего и зависимость от тендеров, итоги которых непосредственно от рабочих не зависят, — главные причины, по которым рабочие выступают против системы тендеров. Однако власти через лояльные им СМИ распространили версию:  о том, что «рабочие лоббируют интересы одной компании».

Рабочие требуют пересмотреть ситуацию с тендерами так, чтобы они опять не становились безработными после нового тендера через несколько месяцев только из-за того, что компания из другого региона предложила услуги дешевле. Это является ответом на вопрос, почему протестующие отказались переходить в другую компанию, которая выиграла тендер.

«Мы опять будем переходить из одной компании в другую и заново все восстанавливать? Почему мы каждый раз должны гадать, что будет с нашим будущим», — пояснял Азаттыку один из рабочих Есенжан Абдрахимулы.

Многие СМИ и блогеры не дали вторую сторону — позицию рабочих из первых уст. Всю информацию о трудовом конфликте жанаозенцев многие республиканские СМИ дают только с позиции КМГ «КазМунайГаза» и Минэнерго в их трактовке. В официальных сообщениях указывают, что «жанаозенцы отказались», но не пишут, почему.

Вторую сторону, как заметил Ras aitamyn, давали Азаттык, Власть, КазТАГ, RespublikaKZmedia и еще несколько медиаресурсов. При этом протестовавшие жанаозенцы двое суток находились перед зданием министерства энергетики в Астане, и там было много журналистов.

Большинство СМИ не давали сообщений рабочих о том, что их избил СОБР во время задержания. Позже представитель МВД опроверг это, но в качестве аргумента выдал «отсутствие письменных заявлений на избиение» (раз нет заявления — нет нарушения).

Третья манипуляция

Третьей манипуляцией, которая может столкнуть лбами протестующих с другими жителями Жанаозена, Ras aitamyn считает формулировку в пресс-релизе КМГ от 14 апреля о том, что требования рабочих «идут вразрез с интересами и правами жителей Жанаозена».

В пресс-релизе указано, что рабочие из Жанаозена хотят трудоустройства в «Озенмунайгазе», но это невыполнимо, так как в очереди на работу в организацию стоят 9 тысяч человек. Многие СМИ дали этот пресс-релиз, но ограничились только версией КМГ.

Нефтяники, оставшиеся в Астане для переговоров, 14 апреля призвали представителей КМГ («КазМунайГаза») прекратить «распространять ложную информацию и натравливать местный народ».

Заявлений рабочих о том, что они хотят вне очереди попасть в «Озенмунайгаз», найти не удалось. Ранее они заявили, что хотят условий как в «Озенмунайгазе»  с соцпакетом, а главное — постоянной работы. Хотеть как в «Озенмунайгазе» и хотеть трудоустроиться в «Озенмунайгаз» — не одно и то же.

 

 

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.