Второго Жанаозена удалось избежать. Пока. Власти хоть и применили силу к мирно протестовавшим в Астане рабочим, но тем не менее в итоге отпустили их по домам и запустили процесс переговоров.

Уволенные рабочие нефтесервисной компании «БерАли Мангистау Company» приехали в столицу с требованием решить их проблемы с трудоустройством. Вечером 11 апреля у здания министерства энергетики, где приехавшие провели ночь, СОБР с применением силы задержал 126 человек .

Задержание рабочих  вызвало гневную реакцию у их земляков в Жанаозене. Жители города вышли с протестом на площадь, а сотрудники нескольких мангистауских компаний приостановили работы. 

В итоге приехавших в Астану рабочих отпустили, и только пятерых самых активных из 126 человек привлекли к административной ответственности. 

«Мы разъясняли, каким образом спор решается: досудебным регулированием или в судебном порядке, но никак не проведением акций протеста, тем более без уведомления исполнительных органов. В этой связи органами полиции для пресечения административных правонарушений они были доставлены в органы полиции. После проведения профилактической работы большая часть всех бывших работников «БерАли Мангистау Company» были отпущены, они уже не находятся в полиции, они уже в пути, насколько мне известно, в Мангистау», — прокомментировал ситуацию уже 12 апреля заместитель Генпрокурора РК Жандос Умиралиев.

Он же сообщил, что  десять нефтяников из числа протестовавших остались в Астане, чтобы «в правовом поле вести переговоры и разрешить ситуацию».

С чего все началось

А началось все с тендера, объявленного «Озенмунайгазом». По его результатам победителем была объявлена компания «Кезби», и работники «БерАли Мангистау Company» потеряли свои рабочие места.

Оставшись без средств к существованию, водители, техники, крановщики, машинисты подъемников, мастера и операторы подземного ремонта скважин вышли 4 апреля на протест перед акиматом Жанаозена. Они требовали либо трудоустроить их в структурные подразделения «Озенмунайгаза», либо дать стабильную работу в других подрядных организациях.

На предложение работы в выигравшей тендер «Кезби» люди отказались, так как многие из них год назад работали там и знают, что компания не обеспечивает своих работников достаточным социальным пакетом и безопасностью. К тому же, по их мнению, нет никакой гарантии, что в будущем она останется на плаву. Поэтому решили аппелировать к головной компании — «КазМунайГазу».

Больше сотни рабочих «БерАли Мангистау Company»  прибыли в Астану утром 10 апреля и собрались перед зданием министерства энергетики. Они хотели задать свои вопросы чиновникам и представителям «КазМунайГаза».

Также они подняли вопросы несправедливых выплат:

«Мы группа нефтяников из Жанаозена. Во время тендеров, чтобы выиграть, компании занижают цены на объёмы, а в результате нам платят меньше. Для чего это делается? Чтобы деньги жрать? Или экономить на труде людей? По каким ценам выделяются объемы работы из фонда «Самрук-Казына»? Требуем все проверить и установить справедливость».

Сначала на протестующих никто не обращал внимания. Из Минэнерго к ним никто не вышел, хотя новый министр  Алмасадам Саткалиев заявил, что «ведет переговоры». В «КазМунайГаз» заявили, что требования прибывших «не подлежат выполнению ввиду нарушения принятых правовых процедур».

Спустя некоторое время к рабочим приехал председатель комитета труда и соцзащиты Толеген Оспанкулов. Он предложил протестующим при необходимости идти в мечеть неподалеку, отмечая, что там есть чай, можно зарядить телефоны и воспользоваться уборной.

В итоге ночь с 10 на 11 апреля  рабочие ночевали у порога в Минэнерго, несмотря на то, что температура на улице была ниже нуля.

Атака СОБРа

Спустя 14 часов после начала акции к рабочим вышел представитель нацкомпании «КазМунайГаз», предложив сформировать группу из 10 человек, которая встретится с руководством нацкомпании. Рабочие же потребовали, чтобы на встрече были представители Минэнерго и Минтруда. 

Рабочие сформировали группу для переговоров и зашли в офис «КазМунайГаза», но переговоры провалились.

Представители «КазМунайГаза» предложили им перейти в другие подрядные организации — «Кезби» и Ai-Bis. Но жанаозенцы отклонили эти предложения: они заявили, что это опять будет временная работа — до следующего тендера. А тендеры, по их словам, проводятся несправедливо.

Сутки спустя после начала протеста перед протестующими появились недавно избранные мажилисмены Ермурат Бапи, Ринат Заитов и Максат Толыкбай.

Ермурат Бапи заявил, что узнал о протесте недавно, но, по его мнению, даже «если бы они раньше пришли, то ничего бы не решилось». 

«Проблема тут не решится, только в кабинетах», – вторил ему Ринат Заитов.

Беспомощная реакция растерянных депутатов вызвала возмущение бастующих:

«Нужен конкретный ответ. Точка нужна. Это же не жизнь. Мы хотим к семьям вернуться. В тупике находимся. Кроме сырья ничего, даже огород не можем себе сделать. Надо производства открывать. Ни один начальник к нам не вышел. Им народ не нужен. Им только деньги. Раз вы партийные, раз вы народные депутаты, дали клятву – делайте что-нибудь!»

От депутатов протестующие так и не дождались помощи, а власти решили действовать по накатанной: прибывший на место прокурор Есильского района объявил протестующим, что им нужно расходиться, так как они нарушают закон о мирных собраниях, на что получил ответ:  «Мы из Мангистау! Куда нам идти! Если хотите срубить нам головы, рубите!»  

В итоге была дана команда СОБРу. Силовики заблокировали подходы к зданию министерства и взяли рабочих в кеттлинг. Начались жесткие задержания.

Акции поддержки в Жанаозене 

Узнав о задержаниях в Астане, жители Жанаозена вышли на улицы. Они призвали власти освободить земляков и решить проблему безработицы в нефтяном регионе.

Так как МВД ничего не сообщало о судьбе задержанных, у акимата Жанаозена собралась группа жителей, которые требовали их освобождения.

Число присоединившихся к протесту росло от часа к часу – вышли рабочие, как минимум, нескольких нефтесервисных компаний и «Озенмунайгаза».

Как и в 2011 году, в Жанаозене отключили интернет, а телефонная связь работала с перебоями. Вечером, в 23.00, на акцию протеста в городе, по словам местных активистов, собралось уже несколько тысяч человек.

Аким Жанаозена Айбек Косуаков призвал жителей города не поддаваться эмоциям, «не зная сути вопроса», и не совершать незаконных действий.

После полуночи в соцсетях появилось видео, в котором говорилось, что задержанные в Астане скоро вернутся домой.

«Мы в городе Астана. Нас выпустили из РОВД, все в порядке. Народ Мангыстау, сейчас мы в порядке. С парнями все в порядке. Даст Бог, завтра с утра парни поедут поездом в Жанаозен. Мы – инициативная группа, пятеро человек, будем дальше разбираться с представителями министерства и “КазМунайГаз”. Народ Жанаозена, спасибо, что переживали за нас. Мы в порядке. Можете расходиться по домам», – заявил на видео один из лидеров протестов Нурсултан Нурымулы..

Однако в Мангистау, судя по информации от активистов, люди не расходились — ждали подтверждения, что рабочих в Астане отпустили.  

 Под утро отпущенные в Астане протестующие успокоили земляков и попросили их разойтись по домам. 

Посеешь ветер — жди бурю 

Свое мнение по ситуации с протестом рабочих в Астане выразил в Facebook политолог Досым Сатпаев.

«Власть в течении 30 лет целеустремлённо уничтожала независимые профсоюзы во всех отраслях, отдавая экономику олигархам, нацкомпаниям, квазигосударственным структурам и всем тем, кто был ближе к этой самой власти.

 

В результате трудящиеся, в том числе нефтяники, лишились надёжного инструмента защиты своих прав и остались один на один со своими проблемами.

 

В странах с сильными профсоюзами многие проблемы решаются за столом переговоров, где чиновники и бизнес обязаны выслушать все чётко сформулированные требования. И только после провала переговоров, профсоюзы выводят людей на митинги и опять же никто не имеет права им в этом препятствовать, если это не угрожает жизни других людей.

 

Поэтому властям не надо удивляться тому, что у людей остался только один способ заявить о своих проблемах. Это выходить на площади и выдвигать властям требования. Так было в 2011 году в Жанаозене. Так происходит и сейчас. Так будет и в дальнейшем. Власти давно посеяли ветер. И будут ещё долго пожинать бурю.

 

Недавая появиться и развиться многим независимым институтам, от профсоюзов и СМИ до партий, власть глупо считает, что таким образом контролирует ситуацию. Но это очередной самообман, так как все, рано или поздно, заканчивается эффектом накопленного социального пара, который не находя выхода, взрывает котёл».

В среду, 12 апреля, ситуацию прокомментировал спикер мажилиса Ерлан Кошанов. По его мнению, никакой жестокости не было при задержании нефтяников, все было в рамках закона. На вопрос: почему депутаты и министр не вышли к бастующим, Кошанов заявил, что в этом не было необходимости «это спор квазигосударственной компании и работников».

Смотрите видео на нашем телеграм-канале @respublikaKZmediaNEWS.

О результатах переговоров оставшихся рабочих с представителями нацкомпании пока ничего неизвестно. Но чем бы они не закончились, ясно одно: если не решать системно проблему нефтяников региона, ситуация будет повторяться снова и снова. Власти пора сделать, наконец, адекватные выводы и предпринять необходимые шаги, а не бесконечно наступать на одни и те же грабли.

 

 

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»! 

 

Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-747 977 5139 или на номер карты 4400 4301 4483 1945И есть еще несколько способов – на этой странице. 

После неудавшихся переговоров были проведены задержания. Полиция заявила, что протестовавшие нарушили законодательство о мирных собраниях

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.