«Рукоблудием» назвал экс-кандидат в депутаты мажилиса по округу № 4 (Алматы) Санжар Бокаев действия избиркомов на недавних парламентских выборах, прошедших в Казахстане 19 марта 2023 года. И способствует этому, по его мнению, бумажное голосование. Между тем, цифровизация, на которую из бюджета идут миллионы тенге, могла бы решить выше означенную проблему, сведя процесс выбора к нажатию нескольких кнопок на смартфоне.
Об этом, а также о своих попытках опротестовать результаты выборов сам Санжар Бокаев, адвокат Мурат Адам и активист Альнур Ильяшев рассказали на специально созванной в Алматы пресс-конференции.
Мы уже рассказывали читателям, как Санжар Бокаев с цифрами на руках доказывает, что подсчет голосов во время последних выборов был проведен нечестно, в результате чего депутатом по округу №4 стал Ерлан Стамбеков.
Об этом же говорили и наблюдатели: «Старые лица и методы». Такую оценку дали наблюдатели выборам.
На пресс-конференции он еще раз четко обозначил свою позицию.
По его словам, есть два способа доказать правоту: собрать итоговые протоколы со всех избирательных участков округа (сегодня у него на руках копии 181 протокола из 202 участков округа №4, то есть 90%) и сличить итоги или пересчитать вручную все бюллетени (согласно официальным данным, по округу №4 проголосовало 79 850 человек).
«Но ни того, ни другого нам делать не дают: предоставить недостающие копии с 21 участка в территориальном избиркоме нам отказываются, а избирательные бюллетени на сегодня уже уничтожены, так как срок их хранения после дня выборов – всего месяц (выборы прошли 19 марта). Поэтому нам ничего не осталось, как подать на избирком в суд», — уточнил Бокаев.
В свою очередь адвокат Мурат Адам, также баллотировавшийся в депутаты по округу №4 и тоже несогласный с подсчетом голосов, рассказал, что в суде слушать их доводы не захотели:
«И Бокаев, и я обратились с исками (требование – предоставить недостающие протоколы с 21 участка) в административный суд Алматы. В доступе к правосудию нам было отказано – мол, этот вопрос не разрешается в судебном порядке, его надо решать досудебно. Не услышали нас и в апелляционной инстанции — горсуде Алматы.
Действия ЦИК мы обжаловали в Верховном суде РК – но и там нам привели довод о необходимости досудебного разрешения. Заявления же в полицию об уголовном правонарушении (фальсификация результатом голосов преследуется в уголовном порядке), которые подавал Бокаев, списываются по тем основаниям, что данный вопрос носит частный характер и его необходимо решать в гражданско-правовом порядке, то есть в суде».
Таким образом, сегодня у экс-депутатов осталась одна возможность — обращение в Конституционный суд РК.
«Туда мы хотим обратиться с иском о признании неконституционными ряда статей Закона «О выборах в РК», которые ограничивают кандидатов, участвующих в выборах, в праве прямого обращения в Конституционный суд по вопросу правильности процедуры проведения выборов. Сегодня эта процедура может быть возбуждена в КС только по обращению президента, депутатов парламента и премьер-министра, но вряд ли у них есть такая заинтересованность», — пояснил адвокат судебную перспективу.
Участвовавший в пресс-конференции юрист Альнур Ильяшев (напомним, он сам пытался зарегистрироваться кандидатом в депутаты мажилиса, но ему помешала непогашенная судимость) обратился к прошедшему в депутаты по округу №4 Ерлану Стамбекову как к «алматинскому пацану»:
«Ерлан Даулетович, вы такой же пацан, как и я, и на кону – ваша репутация, ваше депутатство находится под сомнением. Люди из нашей общей тусовки задают вопрос «Как Ерлан под это подписался?», а я не знаю, что ответить.
Поэтому я предлагаю вам создать диалоговую площадку, собрать независимое жюри, истребовать недостающие копии протоколов и получить ответ на вопрос, почему такие серьезные расхождения между официальными данными и данными Санжара Бокаева. Докажете свою правоту – все вопросы будут сняты».
Сам же Санжар Бокаев обратился непосредственно к президенту страны:
«На проведение выборов было выделено 34 млрд тенге, к работе по проведению выборов было привлечено более 100 тысяч сотрудников бюджетной сферы, напечатано 12 035 555 уникальных избирательных бюллетеней по пять страниц каждый. Для чего все эти траты, если выборы в итоге не имеют никакого значения, а действующая власть просто назначает депутатов в лучших традициях старого Казахстана?
Касым-Жомарт Кемелевич, чтобы власть не нарушала выборное законодательство, а мы не ловили ее за руку, внесите изменения в закон «О выборах» в том духе, что депутаты у нас назначаются. И не будет никаких проблем. А миллиардным тратам можно найти иное применение».
Говоря же о роли в фальсификации результатов выборов избирательных комиссий всех уровней, то, учитывая ловкость рук членов избиркомов, экс-кандидат предложил им освоить искусство оригами (изготовление различных фигурок из бумаги), а в качестве материала взять те самые избирательные протоколы, которые, как выясняется, сегодня не имеют никакой силы.
Образцы фигурок и книжное пособие «Оригами» он пообещал отправить почтовой бандеролью на адрес ЦИК в Астане.
«Я говорю осознанно: члены ЦИК занимаются рукоблудием. И вместо этого рукоблудия пусть направят свои навыки ловкости рук на более полезные вещи», — не без юмора прокомментировал Санжар Бокаев свою посылку.
Вместе с этим политик заявил, что отстаивать право на справедливые выборы оно готов во всех возможных инстанциях:
«Мы пойдем в Конституционный суд, потом в международные инстанции – и не потому, что меня официально объявили проигравшим, а я с этим не согласен. Мы должны защитить голоса наших избирателей, это наш долг».
В комментарии «Республике» Бокаев сказал, что судебный путь – единственно правильный, который может изменить ситуацию.
«Обращаться к ныне действующим депутатам с призывом внести изменения в выборное законодательство является бессмысленным, хотя бы потому, что их назначили по принципу лояльности власти, и никто из них против результатов голосования выступать не будет.
Работа же по изменению выборного законодательства — процесс трудоемкий, и сейчас мы готовим соответствующую аналитическую записку, где зафиксируем все спорные моменты. В том числе и такие, как добиться соблюдения тех норм, что уже прописаны в законе, вот того же получения копий протоколов.
А если по-хорошему, какое бумажное голосование? Все голосование сегодня должно быть в смартфоне, в электронном виде. А этого власть не хочет, потому что в таком случае сужается поде для махинаций».
Поддержал Бокаева в части внедрения электронного голосования и Мурат Адам.
По словам юриста, цифровизация в Казахстане уже возможна на законодательном уровне, так как организации процесса электронных выборов посвящена отдельная глава Закона «О выборах».
Полностью комментарий юриста на видео ниже.
Репортаж с пресс-конференции в видеоформате смотрите по этой ссылке.
НАПОМНИМ, ЧТО выборы в Мажилис Парламента РК и маслихаты всех уровней прошли в Казахстане 19 марта 2023 года. Отличие их от предыдущих парламентских выборов заключалось в смешанной системе: 69 депутатов нижней палаты парламента избирались по партийным спискам, 29 – по одномандатным округам. По официальным данным, проголосовало 54% избирателей. По партийным спискам победила партия Amanat, набрав 53,9% от числа принявших участие в голосовании.
Как оценили итоги выборов эксперты, в нашем обзоре «Выборы в Казахстане: популизм реформ и страхи постназарбаевской власти».
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!
Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или на номер карты 4400 4302 1819 1887.
И есть еще несколько способов – на этой странице.