Еще один шаг в сторону от «слышащего» государства сделали чиновники Казахстана на минувшей неделе. Теперь это касается строительства атомной электростанции. Вице-министр энергетики Жандос Нурмаганбетов сказал, что если АЭС и будет строиться, интересоваться мнением народа никто не будет.
«Референдума нет, этот вопрос (строительства АЭС ) на референдум выноситься не будет. Вопрос стоит местоположения площадки. Это первый вопрос. Второй вопрос, самый главный – это технология и финансово-экономическая модель – как повлияет», — заявил он в кулуарах сената 15 июня.
По словам чиновника, речь может идти только о публичных слушаниях с местным населением, но и то после определения места строительства станции.
Технологии какой страны будут взяты на вооружение, пока неясно. У «Росатома», о возможном сотрудничестве с которым говорили больше всего, якобы нет преимуществ перед теми же южнокорейскими и даже китайскими атомщиками.
Однажды двадцать пять лет назад
Первые разговоры о возможном строительстве АЭС в стране относится к концу 90-х годов – в 1997 году идею строительства озвучил тогдашний министр образования и науки Владимир Школьник.
Далее в 2006 году главы Казахстана и России Нурсултан Назарбаев и Владимир Путин подписали соглашение о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях, и пошли разговоры о том, что в Казахстане будут установлены реакторы ВБЭР-300.
В 2009 году в Минэнерго РК говорили, что станция будет возведена уже к 2020 году и проект строительства вновь обсуждался с российской стороной.
В 2014 году главы «Казатомпрома» и «Росатома» Владимир Школьник и Сергей Кириенко подписали меморандум «о взаимопонимании по сотрудничеству в сооружении АЭС». Это произошло на фоне заявления Назарбаева в ходе очередного послания народу, что потребность в дешевой атомной энергии будет только расти и «нам отставать нельзя». Тогда же впервые была озвучена примерная стоимость объекта – 5 миллиардов долларов.
В 2015 году Назарбаев по итогам переговоров с премьер-министром Японии Синдзо Абэ сообщил, что и японская компания может стать строителем АЭС.
В 2016 году министр энергетики Казахстана Канат Бозумбаев сказал, что если в республике примут решение о строительстве АЭС, то будет проведен международный тендер.
Но все эти разговоры упирались то в активное сопротивление политиков, экологов, местного населения (чаще всего в качестве площадки для АЭС назывались город Курчатов на востоке страны близ Семипалатинского испытательного полигона и поселок Улкен на территории Алматинской области на берегу озера Балхаш), то просто откладывались в связи с тем, что в дополнительных мощностях не было острой необходимости.
Не ваше дело?
Сменивший Нурсултана Назарбаева на посту президента в 2019 году Касым-Жомарт Токаев обновил дискурс на тему строительства АЭС.
«Строительство атомной электростанции пока не планируется. Если понадобится, то обязательно будем этот вопрос обсуждать с народом. Если понадобится, то проведем референдум», — говорил Токаев после того, как подтвердил свое президентство в ходе выборов в июне 2019 года.
А чуть ранее, в апреле 2019 года, по итогам переговоров президентов Казахстана и России в Москве, Владимир Путин сделал однозначное заявление: «Предлагаем переходить к новым формам взаимодействия, имею в виду, прежде всего, возможность сооружения в Казахстане АЭС по российским технологиям».
Спустя два года Токаев свою позицию поменял.
«Конечно, тотального дефицита электроэнергии нет. Но первые признаки обозначены. Поэтому, глядя в будущее, нам придется принимать непопулярные по своей сути решения о строительстве атомной станции. Но, как говорится, роль лидера в том и состоит, чтобы принимать непопулярные решения», — сказал он в один из своих визитов в Алматы в 2021 году.
Как видите, здесь президент и необходимость строительства обосновал, и принятие решения взял на себя. Так что, какой вам референдум?
И не кажется ли вам, что заместитель министра энергетики, вдруг «отменивший» референдум, просто чутко держит нос по ветру?
Под зорким оком МАГАТЭ
По последним данным энергетиков, озвученным на заседании круглого стола «Развитие атомной энергетики в Казахстане и международный опыт» в начале июня текущего года, следить за строительством АЭС в Казахстане будет Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ).
Как сказала заместитель директора департамента атомной энергетики и промышленности министерства энергетики РК Гульмира Мурсалова, эксперты МАГАТЭ, в конце марта посетившие Казахстан, отметили высокий прогресс Казахстана к готовности к принятию решения по строительству АЭС.
В течение 2019-2021 года Казахстаном были получены предложения ведущих в мире производителей реакторов для АЭС и составлен шортлист из:
- китайской CNNC,
- российской «Росатом»,
- французской EDF,
- южнокорейской KHNP.
Гендиректор компании «Казахстанские атомные электрические станции» Тимур Жантикин добавил, что если в этом году будет выбран поставщик и издано постановление правительства по району размещения АЭС, то строительство станции продлится до 2034 года, а ввод в эксплуатацию состоится в 2035 году.
Предполагается, что станция будет мощностью 2,8 ГВт с двумя реакторами по 1,4 ГВт каждый. По мировому опыту, строительство АЭС в Казахстане обойдется в сумму от 10 до 12 млрд долларов, но точная информация будет известна после определения поставщика и в процессе переговоров.
Что касается места, то выбран все-таки поселок Улкен на берегу Балхаша (Алматинская область). Однако это еще должно быть утверждено решением правительства по согласованию с местным представительным органом. Депутаты области дали свое одобрение проекту еще осенью 2022 года, принято решение о проведении публичных слушаний с населением поселка.
Глас народа – глас божий
Часто можно слышать, что референдум по АЭС – идея популистская: в обществе уровень радиофобии высок, и результат всенародного голосования будет с большой долей вероятности «против» АЭС. Сторонники такого подхода любят повторять байку: «Если провести референдум по питанию в детском саду – дети проголосуют за шоколадку».
Ну, во-первых, не факт: вы же еще не спрашивали население даже в рамках публичных слушаний, участие в которых могут принять не только неграмотные «дети», но и специалисты, имеющие свое обоснованное мнение.
Во-вторых, чтобы население не голосовало «за шоколадку», его надо образовывать. А что мы сейчас знаем о АЭС? Что строить будут 10 лет, что потратят до 10-12 млрд долларов. И также мы знаем, как у нас возводятся дорогостоящие объекты, LRT в Астане – наглядный тому пример.
И в-третьих, мировой опыт показывает, что такие вопросы, как строительство АЭС, довольно чувствительны для общества, чтобы не учитывать его мнение.
Например, в Литве (кстати, имеющей на своей территории Игналинскую АЭС, построенную в 1983 году и закрытую в 2009 году) не побоялись в 2012 году спросить «необразованный» народ, согласен ли он на строительство новой АЭС. И 65% проголосовавших проект правительства не поддержали.
В Италии на референдуме 2011 года 94% жителей страны проголосовали за запрет строительства новых АЭС.
А в Швейцарии на референдуме 2016 года 54,2% граждан напротив отказались поддержать инициативу «зеленых» о поэтапном отказе от атомной энергетики.
Эксперт в области энергетики, экс-президент АО «Казахстанская компания по управлению электрическими сетями» (KEGOK) Асет Наурызбаев считает, что проведя референдум по этому вопросу, мы «целее будем».
«Я и президент страны — за референдум. Мы же помним, что Касым-Жомарт Токаев обещал нам референдум по вопросу строительства АЭС. И я не думаю, что вице-министр может быть главнее президента. Существует широко распространенное мнение, что где-то есть очень умные дядьки, которые должны решать, как нам жить. Оно ошибочное. Я скажу, что весь состав нашего правительства не соответствует выражению «умные дядьки». Поэтому пусть будет лучше референдум – целее будем», — сказал он в комментарии «Республике».
Вместе с этим, выражая свое собственное отношение, Асет Наурызбаев полагает, что АЭС Казахстану не нужна.
«Я вообще не вижу ни одной причины строить АЭС, кроме желания украсть деньги. И не хочу платить за электроэнергию в четыре раза больше, чем можно было бы. В правительстве хотят построить АЭС, заработать на этом миллиарды долларов, а мы будем оплачивать. Это абсурд. Смотрите: 1 КВт/час, произведенный АЭС, будет стоить 60 тенге, плюс пять тенге накинет KEGOK, плюс пять тенге или даже больше – сетевые компании. Так что потребитель будет платить не менее 70 тенге за 1 КВт/час. Зачем нам это удовольствие?»
А возможный дефицит электроэнергии эксперт предлагает восполнять за счет возобновляемых источников.
«У нас огромное количество свободных площадей, которые ничем иным нельзя загрузить. Нам бог дал землю, которая неплодородна, и на этих пустынных территориях прекрасно можно построить ветряные и солнечные электростанции. А солнечная и ветряная энергия – в четыре раза дешевле, чем атомная», — уверяет он.
Однако, подводя черту, напрашивается вывод, что вопрос о строительстве АЭС практически решен. И мнение населения, увы, никого уже не интересует.
КСТАТИ, вне зависимости от того, будет или не будет построена АЭС, Казахстану нужны дополнительные энергетические мощности.
По данным Ranking.kz, Казахстан сегодня испытывает дефицит электроэнергии. По итогам трёх месяцев 2023 года производство электроэнергии в стране составило 31 млрд кВт/час, а потребление — 30,9 млрд кВт/час.
Наибольший дефицит наблюдается на юге: так, в марте 2023-го в Южном Казахстане производство перекрыло всего 57,2% потребления, дефицит составил 971,0 млн кВт/час. Перекрывается эта потребность с помощью перетока электроэнергии из других регионов страны.
Если же дефицит электроэнергии наблюдается по всей стране, то компенсируется он путём закупок из соседней России. То есть энергосистема РФ поддерживает единую энергосистему РК, компенсируя почасовые отклонения между производством и потреблением в Казахстане. Фактически это говорит о том, что энергосистема РК напрямую зависит от РФ, не являясь независимой.
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!
Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номерf телефона 8-777 681 6594 или карты 4400 4302 1819 1887.
И есть еще несколько способов – на этой странице.