В Казахстане со следующего месяца вырастут тарифы на сотовую связь. Прямую связь между ростом тарифов на услуги мобильного оператора «Кселл» и доходами менеджеров высшего звена компании обнаружил сайт Nege.kz.
В прошлом году цены на услуги компании выросли и доходы руководства — тоже.
В 2022 году Ксеll выплатила членам Правления чистыми 819 млн тенге. После налогообложения эта сумма составила 668 млн тенге. С учетом того, что в состав Правления входят семь менеджеров, их среднемесячная заработная плата составила 7,9 млн тенге, говорится в статье.
Согласно официальному сайту компании в состав Правления входят: Асхат Узбеков (председатель), Малик Амардинов, Азамат Уйсумбаев, Кирилл Страшенко, Данияр Ибраев, Ольга Цой и Дамир Муллашев.
В том же 2022 году тарифы мобильной связи Ксеll и Актив выросли не менее, чем на 50%. Но качество связи не улучшилось.
Ответ на вопрос «куда же тогда ушли эти деньги» лежит, можно сказать, на поверхности — на увеличение доходов руководства. Причем если в 2021 году руководители компании получали по 6 миллионов тенге в месяц, то в 2022 году эта сумма выросла еще на 2 миллиона тенге. Официальное письмо, отправленное компанией в Казахстанскую фондовую биржу, подтверждает это.
В 2022 году количество клиентов Kcell составляло 7,9 млн человек. Таким образом, компания обслуживает 89,1% пользователей сотовой связи в стране.
В прошлом году государство выделило Kcell субсидию в размере 5,5 млрд тенге. Сейчас 51% сотового оператора принадлежит государству через «Казахтелеком», а 14,8% через Pioneer Technologies Нурсултану Назарбаеву.
Кстати, скоро 15% Kcell будут скоро переданы олигарху Галимжану Есенову, зятю земляка и близкого соратника бывшего елбасы — Ахметжана Есимова. Об этом на днях сообщило агенство Bloomberg.
Так олигархи «Старого Казахстана» успешно встраиваются в «Новый».
Согласно инсайду издания, Галимжан Есенов увеличивает свою долю в Jusan Bank почти до 100. Свои акции он купит у британской компании Jusan Technologies. Сейчас у Есенова 20,11% акций Jusan. Также, «согласно условиям, Jusan Technologies передаст Есенову около 9% акций «Казахтелеком» и 15% акций мобильного оператора Kcell».
По итогам 2022 года Kcell получил чистую прибыль в размере около 40 млрд тенге. Это говорит о том, что у компании есть финансовые возможности для улучшения качества связи.
Однако в большинстве случаев оператор сотовой связи сознательно избегал установки новых станций под предлогом того, что «народ против, жители боятся радиооблучения». Не считая отдаленных деревень, даже в столице страны немало районов, не охваченных качественной мобильной связью, отмечается также в публикации Nege.kz.
В свою очередь недавно Багдат Мусин, министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности также «свалил» вину за плохую связь в Астане на самих казахстанцев, потому что они «постоянно зависают в Интернете».
«Наши пользователи постоянно зависают в интернете, и это несёт высокую нагрузку. Если за границей — где-то в Америке, Европе, — прежде чем открыть какое-то видео, пользователь подумает: «Оно мне надо или нет», потому что его мегабайты сжигаются и он, грубо говоря, теряет деньги», — заявил Мусин, отвечая на вопрос президента Токаева по поводу качества связи в столице.
В то же время министр промолчал о том, что:
- 80% сетей в Казахстане изношены, и это сказывается на скорости интернета,
- монополисту «Казахтелекому» невыгодно вкладывать деньги в развитие телекоммуникаций,
- на цифровизации распиливаются огромные деньги, и это, между прочим, ни для кого не секрет.
Теперь же Kcell — компании, которая не привыкла тратить деньги на оборудование и улучшение качества связи, поручено развитие сети 5G. Можно предположить, что вряд ли 5G в стране должным образом наладится.
В одном из наших расследований мы рассказывали о национальной компании «Казахтелеком» и тайнах, окружающих ее частных акционеров, особо отметив, что речь идет не просто о бизнесе, пусть и в национальном масштабе. Борьба за контроль над национальной монополией связи отражает ход и логику войны за власть в стране.
Преимуществом «Казахтелекома» является его способность генерировать доходы на внутреннем рынке, что позволяет свободно использовать их на любые цели, в том числе политические. А что еще более важно, у национальной монополии на связь есть «кнопка» — возможность включать и выключать связь в стране и контролировать любые коммуникации. В определенные моменты именно это может стать решающим аргументом в схватке за власть.
На наш взгляд, у прокуратуры и других компетентных органов должно появиться много вопросов к «Казахтелекому». Во всяком случае у Агентства по защите конкуренции они уже появились — не зря же его сотрудники уже как-то обмолвились, что «компания использует свое монопольное положение».
В общем, похоже, в ближайшее время мы узнаем много интересного.
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!
Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или карты 4400 4302 1819 1887.
И есть еще несколько способов – на этой странице.