С подачи правозащитника Ерлана Калиева, рассказавшего нам о том, что государство не намерено возмещать вред здоровью гражданам, пострадавшим в ходе антитеррористичекой операции в январе 2022 года, мы поговорили с теми, кто решился судиться с государством по этому поводу.
Напомним, что, по мнению Ерлана Калиева, все, кто физически пострадал от действий силовиков, прибегших в ходе подавления беспорядков в январе 2022 года к беспорядочной стрельбе «на поражение», имеют право требовать от государства средства на восстановление здоровья.
Такое право им дает статья 16 Закона РК «О противодействии терроризму», в которой говорится, что «…возмещение вреда физическим и юридическим лицам, причиненного при пресечении акта терроризма, осуществляется за счет бюджетных средств в порядке, установленном Правительством РК».
Рассказываем историю алматинки Бибигуль Дуйсеновой.
Бибигуль Дуйсенова была расстреляна из автомата Калашникова, когда ехала в такси по проспекту Назарбаева, возвращаясь в Алматы из Шымкента.
«1 января в Шымкенте скончался мой брат, я поехала на похороны. Купила обратный билет на 7 января. Но приехав на вокзал, я узнала, что поезда в Алматы отменили. И я поехала на такси, причем не одна, нас было семь пассажиров.
В Алматы мы въехали в три часа ночи, таксист всех развозил по адресам, я осталась последняя (живу в микрорайоне «Самал» рядом с Центральным государственным музеем РК). Удивительно, но в городе действительно было тихо, горели фонари, не было видно ни военных, ни техники, работали АЗС.
Когда мы ехали вверх по Назарбаева, раздался громкий страшный звук. Я не поняла ничего сначала, спрашиваю у таксиста: «Бомба, что ли, взорвалась»? А он отвечает: «Похоже, по нам стреляли». Но мы доехали до дома, и только когда таксист открыл мне дверь, увидел, что я в крови.
Таксист позвал сына, тот, конечно, вызвал скорую, но врачи приезжать отказались, сказали, мол, сами везите. Сын отвез меня в больницу скорой помощи, где я уже потеряла сознание», — рассказала Бибигуль-апа.
Врачи выяснили, что пуля прошла через правое легкое, было сломано шесть ребер. Операция длилась три с половиной часа. И до начала марта женщина практически не двигалась. А когда встала на ноги, с каждым движением ей становилось все хуже и хуже, ноги гудели, как после нагрузки.
После прохождения компьютерной томографии врачи обнаружили у нее в организме еще одно ранение: пуля (предположительно от автомата Калашникова) застряла у нее в районе шестого позвонка. После второй операции по удалению пули женщина прошла несколько реабилитационных процедур, от которых толку было мало. В частном порядке она лечилась и лечится до сих в частных клиниках, а это стоит немалых денег.
«Как объяснили мне врачи простым языком, у меня порван какой-то важный нерв, нужна операция по его восстановлению. В результате повреждения нервной системы я постоянно чувствую усталость, высокое давление, начались проблемы с сердцем, и как итог — потеря трудоспособности и III группа инвалидности, льготы по которой – только 50% стоимости проезда в общественном транспорте. Операцию, как выяснил сын, могут сделать в клиниках Израиля либо Украины, но на это средств у нас нет.
Сейчас я хочу, чтобы мне возместили все те затраты, что я уже понесла на поддержание здоровья, выделили средства на дальнейшее лечение, а также хочу потребовать возмещение морального вреда. Такие требования я изложила в иске в суд», — объяснила нам женщина.
Кстати, следствие по факту ранения Бибигуль Дуйсеновой длилось почти год, но в итоге она получила уведомление, что дело закрыто за отсутствием состава преступления, и виновник нанесения вреда здоровью не установлен.
ИСТОРИИ других раненых во время Кантара, пытающихся получить компенсации от государства, смотрите по этим ссылкам:
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!
Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или карты 4400 4302 1819 1887.
И есть еще несколько способов – на этой странице.