16 декабря, в День Независимости, активисты нескольких оппозиционных движений организовали мирные акции на площади Республики.
Участники Oyan, Qazaqstan! пришли с плакатами с изображениями убитых во время Кантара, а также напомнили о других трагических событиях национальной истории – подавлении студенческих протестов в 1986 году в Алматы и расстреле рабочих-нефтяников в 2011 году в Жанаозене.
25 декабря, почти ровно неделю спустя, двоих из них арестовали на 15 суток.
«Вышел с утра по своим делам, меня встречает полицейская машина»
Повестки о вызове на допрос в полицию активисты Oyan, Qazaqstan! Бота Шарипжан, Жанель Шахан и Равкат Мухтаров получили сегодня утром.
Равкат Мухтаров около здания управления полиции Бостандыкского района рассказал, что в это время «шел по своим делам».
«Вышел с утра по своим делам, меня встречает полицейская машина. Там еще минивэн был гражданский, там внутри человек», — сказал активист.
В связи с чем его вызвали на допрос, Мухтарову не сказали. В интервью журналистам перед зданием полиции он предположил, что это связано с их акцией на День Независимости, когда они почтили память погибших в 1986 году, в 2011 в Жанаозене и во время Кантара.
Тот факт, что с 16 декабря прошла почти ровно неделя, а повестки им вручили только сегодня, Мухтаров прокомментировал так:
«Я думаю, что они подло очень решили поступить. Если они захотят нас посадить, это, скорее всего, из-за их подлости, чтобы мы Новый год отпраздновали в спецприемнике. Мне кажется, очень тупая логика».
Говоря о причинах участия в акции, активист подчеркнул, что важно не забывать о событиях 1986, 2011 и 2022 годов.
«Основной месседж – это чтобы мы не забывали, что произошло в 1986 году, в 2011 и в январе 2022 года, — говорит Мухтаров. — Это три даты, по которым у нас еще не было независимого расследования».
Боте Шарипжан повестку вручили в 10.30 утра. Как и Мухтарову, ей не объяснили причину вызова в полицию.
«Мне сказали: «Я просто участковый, это не мой участок я не знаю”. Ну и спросили: “Вы выходили 16 числа на площадь”. Я сказала окей, ясно, понятно», — говорит Шарипжан.
Через полтора часа после того, как активисты зашли в управление полиции на допрос, оттуда вышел их адвокат Галым Нурпеисов.
Он подтвердил, что Мухтарова и Шарипжан вызвали на допрос из-за их акции 16 декабря, а также сообщил, что их будут судить по части 6 488 статьи административного кодекса (участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетировании либо ином публичном мероприятии, проводимых в нарушение порядка, установленного законодательством РК о порядке организации и проведения мирных собраний, если это действие не имеет признаков уголовно наказуемого деяния).
Суд: тихо, быстро и онлайн
Суд проходил онлайн. Сначала судили Боту Шарипжан.
Первое время ее было довольно плохо слышно. В это время она была на заднем сиденье машины, сотрудники полиции куда-то ее везли.
Адвокат Галым Нурпеисов тоже обратил на это внимание. «Вы слышите же, как связь прерывается», — сказал адвокат судье.
На вопрос судьи, слышала ли она предупреждения сотрудников акимата и прокурора, что их акция якобы незаконна, Шарипжан ответила:
«Нет, я слышала, что они что-то говорили через громкоговоритель, но я, если честно, не разобрала речь».
Адвокат Галым Нурпеисов сказал, что ему стыдно из-за того, что 16 декабря стало днем, когда казахстанцы «за попытку отметить государственный праздник попадают за решетку». Вслед за своей подзащитной он напомнил, что Конституция дает право на мирные собрания.
После этого судили Равката Мухтарова. На вопрос судьи, получал ли он разрешение на акцию 16 декабря, активист рекомендовал судье изучить закон «О мирных собраниях».
«В законе о Мирных собраниях четко прописан уведомительный характер проведения пикетов, шествий, демонстраций. Вы и участковый используете слова «разрешение», «уведомление». Я думаю, мы еще не разобрались, как закон «О мирных собраниях» работает, но мы каждый день пачками активистов сажаем. Я бы попросил вас, уважаемый судья, сначала разобраться в законе, и потом судить меня по этому закону. Как вы на это смотрите?»
На это судья ответил тем, что зачитал протокол.
«Это наш гражданский долг — каждый год 16 декабря выходить на улицу и говорить о том, что мы не забудем, что сделали в 1986 и 2011 годы с нашими людьми», — сказал Мухтаров.
И Мухтаров, и Шарипжан в итоге получили по 15 суток ареста.
Запись трансляции суда можно посмотреть здесь.
Это еще не все?
Выходя из управления полиции, адвокат Галым Нурпеисов сообщил, что «сейчас идет отработка видеоматериалов (от 16 декабря – Ред.), так что еще будут составляться протоколы, человек тридцать, скорее всего, еще будут оформлять».
Скорее всего, в ближайшее время будет задержана и Жанель Шахан.
Повестку о вызове на допрос, видимо, принесли и другой ояновке Асем Жапишевой, но ее сейчас нет в Казахстане.
«Я уехала в запланированную командировку до конца января», — написала она в своем телеграм-канале.
Активистка Демократической партии (незарегистрированного оппозиционного движения) Инга Иманбай сообщила «Республике», что в минувшую пятницу полиция приходила к ее соратнице Аружан Дуйсебаевой, которая также выступала на площади 16 декабря, однако ее не было дома.
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»
Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или карты 4400 4302 1819 1887.
И есть еще несколько способов – смотрите на этой странице.