Мы уже рассказывали, как 8 декабря 2023 года был вынесен приговор по одному из самых громких уголовных дел по итогам «Кровавого Кантара-2022»: в Турксибском райсуде Алматы на скамье подсудимых сидело 11 сотрудников КНБ, а на скамье потерпевших – 54 гражданина Казахстана, которых подсудимые (и на только они) пытали в течение шести дней.

Напомним, в суде была доказана вина 10 подсудимых: семь из них получили реальные сроки лишения свободы (от 3 до 5 лет), трое были осуждены условно, и еще один  — заместитель начальника 3-го Управления «Т» ДКНБ РК по Алматы Улан Жуманов – был оправдан.

Между тем, как рассказали на пресс-конференции в Алматы 5 января 2024 года потерпевшие и их адвокаты, они не только не согласны с вынесенным приговором, но и  представили список лиц, которых органы следствия намеренно, по их мнению, увели от ответственности за это же преступление.

По данным адвоката Гульнары Жуаспаевой, к делу причастны трое сотрудников алматинской прокуратуры:

Бауыржан Молдажан, ныне прокурор Алатауского района города Алматы;

Жандос Абдибаев, ныне заместитель прокурора города Алматы;

Нурлан Ауганбаев, заместитель прокурора города Алматы.

«Если первые двое просто смотрели на пытки и на то, как убивают Отепбаева (Ербол Отепбаев умер от бесконечных побоев на территории аэропорта Алматы 6 января 2022 года – авт.), и при этом не реагировали, как того требует Закон «О прокуратуре», то Ауганбаев – это тот, который самолично отдал распоряжение о водворении в изолятор временного содержания (ИВС) Департамента полиции Алматы всех 54 граждан», — уточнила степень вероятной вины прокурорских сотрудников адвокат.

Гульнара Жуаспаева зачитала также список военнослужащих трех воинских частей, которые участвовали в конвоировании незаконно задержанных граждан и, возможно, участвовали также и в пытках. Упомянула она и еще двоих сотрудников Антикоррупционной службы, которые, по ее словам, участвовали в незаконном лишении свободы группы граждан в ночь с 6 на 7 января 2022 года.

Как сказал в свою очередь потерпевший по делу Бекболат Исабеков, такая позиция адвоката (Жуаспаева представляла в ходе следствия и суда интересы 15 из 54 потерпевших) привела к тому, что по итогам суда было вынесено частное предписание, грозящее ей лишением адвокатской лицензии.

Потерпевшие просят оградить адвоката от незаконного преследования.

Поводом для вынесения этого постановления стало то, что Жуаспаева якобы во время рассмотрения дела в суде (а слушалось оно в закрытом режиме) разглашала материалы этого «секретного» дела.

«Но что такое «материалы дела»? Это документы. Поэтому если я что-то разглашаю, надо приводить том дела и лист с номером. В частности меня обвиняли в том, что я передала обвинительный акт Бахытжан Торегожиной. Но где доказательства, что это сделала я? В деле участвовало более 30 адвокатов», — сказала по этому поводу сама Жуаспаева.

По мнению авдоката, частное постановление в ее адрес – это личная месть со стороны судьи Турксибского райсуда Динасил Жанаткызы, которая председательствовала в данном процессе:

«Я обращалась с устной жалобой на ее (судьи Динасил Жанаткызы – Авт.) непрофессиональные действия к председателю Турксибского райсуда. В жалобе я сказала, что судья стоит на стороне подсудимых и адвокатов, допускает различные некорректные высказывания, игнорирует ходатайства об обеспечении безопасности потерпевших и взятии под стражу всех подсудимых, которые угрожали потерпевшим непосредственно в зале суда, прерывает адвокатов в прениях.

Я думала, что после жалобы в суде будет наведен порядок, но судья решила отомстить мне, вынеся это частное постановление.

Мне осталось два года до пенсии. И если меня сейчас лишат лицензии, я сделаю аудио- и видеоподборку всех нарушений и выпущу красивый ролик, насколько «корректно» может вести себя судья в зале суда».

Но главной причиной появления постановления, по мнению Жуаспаевой, является ее участие  в еще одном судебном разбирательстве, связанном с Кантаром. Речь идет о деле Армана Джумагельдиева. Этот процесс сейчас идет также в закрытом режиме. 

«В ходе этого процесса очень ясно подтверждается связь криминалитета и сотрудников КНБ, и суду не нужен адвокат, который защищает людей, пострадавших от совместных действий бандитов и правоохранителей», —  резюмирует Жуаспаева.

На видео фрагмент выступления адвоката на пресс-конференции.

О возможной связи криминальных и правоохранительных структур в этом деле  мы рассказывали в этой статье.

В том, что частное постановление в отношении Жуаспаевой является методом давления на нее, нет сомнений и у ее дочери, тоже адвоката — Айнары Айдархановой. По ее словам, документ будет обжалован во всех необходимых судебных инстанциях, и также этот кейс будет доведен до международных правозащитных организаций.

 

Кое-какие открытые факты про суд над сотрудниками КНБ адвокат рассказала в интервью журналисту Даняру Молдабекову. Смотрите по ссылке ниже.

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!



Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или карты 4400 4302 1819 1887
И есть еще несколько способов – смотрите на этой странице

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.