Президента России переизбрали еще на шесть лет. Что это означает для будущего его страны и Запада?
Американский журнал Politico предлагает рассмотреть пять сценариев, которые Россия может (или не может) пережить к концу следующего срока российского президента Владимира Путина в 2030 году.
Следующий президентский срок Владимира Путина стал, по мнению авторов статьи, «предметом удивительно скудного обсуждения, включая и то, что к чему он может привести как внутри, так и за пределами России». Между тем, по их мнению, режим дестабилизирован сейчас больше, чем когда-либо, поэтому «всевозможные сценарии будущего уже не являются немыслимыми».
Сценарий №1: «Цветы демократии». Вероятность 5-10%
Почему это может произойти
Как показали антикоммунистические и антиколониальные революции 1989 года по всей Восточной Европе, тоталитарные режимы могут покоиться на зыбучем песке и быстро рухнуть перед лицом демократических движений. Катастрофические решения Путина на Украине уже привели к непредвиденным последствиям, которые будут только способствовать росту недовольства и интереса к потенциальным альтернативам, включая полноценную демократию.
Так было даже до смерти Алексея Навального в тюрьме. Хотя он, возможно, был самым известным оппозиционным лидером в России, его убийство вряд ли уничтожило демократическую энергию в стране. После того, как Навальный превратился из участника кампании в мученика, импульс для демократических реформ и даже демократической революции может усилиться.
В сочетании с другими протестами, все еще бурлящими по всей России, не в последнюю очередь организованными солдатскими матерями и женами, возможен внезапный всплеск демократических настроений по всей стране.
Почему этого может не произойти
Как бы многим на Западе ни хотелось увидеть расцвет демократии в России — под руководством Юлии Навальной, или кого-то другого — вероятность того, что такой сценарий будет реализован до 2030 года, минимальна. И так было даже до смерти Навального. Теперь, когда лидера российских демократических надежд больше нет, любые шансы на объединение россиян в демократическое движение почти наверняка умерли вместе с ним, по крайней мере, в обозримом будущем.
Просто посмотрите, на каком этапе находится Россия. Навальный во многом незаменим, как были незаменимы до него заключенные в тюрьму деятели вроде Вацлава Гавела или Нельсона Манделы, демократические преобразования в странах которых произошли только после их освобождения.
Структура Навального фактически уничтожена, вытеснена путинскими репрессиями. Российская политика не проявила интереса к либеральной демократии даже после смерти Навального. Вместо того, чтобы сплотиться, многие просто пожали плечами и продолжили жить своей жизнью. То же самое можно сказать и о надеждах на рост недовольства военным конфликтом на Украине — даже спустя два года большинство россиян все еще пассивно, если не активно, поддерживают политику Путина.
Что должен делать Запад
Самые большие надежды на демократическую Россию лежат, как это ни парадоксально, не в самой России, а на Украине. Как колониальные неудачи в Анголе и Алжире привели к демократическим, постимперским реформам в таких странах, как Португалия и Франция, так и украинская победа может уничтожить русский национализм и русский реваншизм — и, наконец, дать толчок тому демократическому расцвету, к которому призывал Навальный.
Если этот сценарий действительно реализуется, Западу необходимо вернуться к старому стратегическому принципу: доверяй, но проверяй. Не стоит слишком восторгаться демократическими перспективами России — эту ошибку слишком многие на Западе совершили в 1990-е годы. Будьте готовы к отмене санкций и снятию ограничений цен на углеводороды, но только в обмен на конкретные реформы и судебное преследование чиновников путинского режима. При этом продолжайте налаживать отношения с соседями и бывшими колониями России, такими как Молдова и Армения.
Навальный должен стать последним единичным российским деятелем, с которым многие на Западе связывают надежды на демократические реформы — вера, которая помешала Западу в прошлом, и которая привела к тому, что он не заметил, насколько укоренился российский империализм.
Сценарий №2: «Россия распадется». Вероятность: 10-15%
Почему это может произойти
Представьте себе — на фоне разрушительного военного конфликта, когда сотни тысяч военных погибли в бессмысленной борьбе, россияне массово выходят на протесты и свергают стареющий, дряхлеющий режим.
В стране активизируются давно затаенные претензии и разочарования, и нация, якобы объединенная под твердой рукой Москвы, внезапно раскалывается по национальному признаку. Хаос охватывает всю страну и превращается в смесь анархии, территориальной раздробленности и насилия, которая не пропускает ни один регион, ни одну семью.
Звучит надуманно? Подумайте еще раз.
Именно это произошло в России в конце 1910-х — начале 1920-х годов, когда в результате краха царизма Российская империя распалась на части, а народы и государства по всей Восточной Европе, на Кавказе и в Средней Азии провозгласили независимость — только для того, чтобы большинство из них в конечном итоге было поглощено поднимающимся советским режимом.
То же самое мы наблюдали и после распада СССР (хотя и с гораздо меньшим уровнем насилия), когда новые государства заявили о своем суверенитете после распада СССР.
Может ли это произойти снова? Возможно не сразу. Но Россия остается конгломератом из 21 республики, десятков областей и еще большего числа национальностей с бесчисленными претензиями к Москве. Чем дольше продолжается военный конфликт, и чем больше этих колонизированных меньшинств бросают в путинскую мясорубку, убивая их гораздо чаще, чем этнических русских, тем больше вероятность такого сценария.
Почему этого может не произойти
Многие российские аналитики по-прежнему считают этот сценарий надуманным, учитывая, что Путин держит власть в своих руках. И они не всегда ошибаются. Недавние протесты в Дагестане и Башкортостане, например, были связаны не столько с независимостью, сколько с экономическими и экологическими проблемами. Тем не менее отвергать этот сценарий было бы неразумно. Достаточно лишь искры, и огонь, который Путин развел за четверть века своего пребывания у власти, может вспыхнуть — вероятность этого только возрастает вместе с неудачами на Украине.
Что должен делать Запад
Он должен сохранять гибкость и помнить, что Российская Федерация вряд ли является однородным образованием. Он должен поощрять демократические силы по всей стране, в том числе те, которые возникают в регионах, давно колонизированных Москвой, и обучать гораздо больше носителей таких языков, как чеченский, якутский и татарский.
Он также должен опираться на тех, кто успешно обеспечивал сохранность ядерного арсенала Советского Союза во время его распада, и убедиться, что их опыт будет использован еще раз. И он должен подготовиться к территориальной реорганизации Российской Федерации — страны, которая все еще отказывается признать свое собственное колониальное наследие.
Сценарий № 3: «Восстание националистов». Вероятность 15-20%
Почему это может произойти
Еще год назад мысль, что отряды наемников под предводительством пламенного националиста могут чуть ли не маршем пойти на Москву, заставив российских чиновников бежать из города, была фантастикой. Не то, чтобы этого не происходило раньше — Корниловский мятеж в 1917 году и неудавшийся путч в 1991 году — показали, как потенциально может выглядеть подобный шаг. Но при Путине идея, что русские националисты могут объединиться и взять Москву штурмом, долгое время казалась смехотворной.
И вот в июне прошлого года Евгений Пригожин сделал именно это. И хотя наемники ЧВК «Вагнер» так и не добрались до Москвы, это произошло не из-за отсутствия возможности — путь был широко открыт. Если Пригожин чего и добился, так это того, что заставил Путина выглядеть как голый король. Конечно, Пригожина больше нет, но все факторы, подтолкнувшие его к мятежу, по-прежнему в наличии.
Это один из наиболее вероятных сценариев, с которыми столкнется Россия. Пламя национализма, разожженное Путиным, вряд ли скоро утихнет.
Почему этого может не произойти
Однако подобный вариант развития событий вряд ли можно назвать неизбежным. Пригожин был единственным в своем роде — шеф-повар, ставший олигархом, готовый публично порвать с правящей верхушкой и даже оскорбить самого президента, и при этом создавший отряды наемников по всему миру, от Украины до Центральной Африки.
На данный момент нет другой силы, которая могла бы сравниться с ЧВК «Вагнер», большая часть которой была расформирована и поглощена государством. К тому же, по мере затягивания военного конфликта Путин становится все более националистичным и все больше склоняется к откровенному фашизму.
Обходить президента России справа будет все сложнее, особенно если он продолжит погружаться в мир националистических заговоров.
Что должен делать Запад
Если и когда на смену Путину придет более националистически настроенная фигура или группа, Запад должен продолжать усиливать и расширять санкции, снижать предельные цены на углеводороды, налаживать дипломатические отношения и отношения в сфере безопасности с соседями России, особенно с теми (например, с Украиной), против которых непосредственно выступают российские националисты — и все это в рамках более широкого пакета мер.
Назовите это, если хотите, сдерживанием, которое помогло обуздать советский экспансионизм и может вновь помочь обуздать экспансию Москвы.
Сценарий №4: «Технократическая перезагрузка». Вероятность 20-25%
Почему это может произойти
Прошло два года с момента начала полномасштабного конфликта на Украине, и последствия для России уже очевидны. И эти последствия, будь то экономические проблемы или рост числа погибших, будут продолжать накапливаться. Именно поэтому идея, что ближний круг кремлевских чиновников встретится с Путиным и сообщит ему, что они ценят его заслуги и желают удачи на пенсии — повторение ситуации с отстранением Никиты Хрущева в 1964 году — это сценарий, вероятность которого со временем только возрастает.
Действительно, существует большая возможность, что к 2030 году у России появится новое руководство. (Не обязательно, чтобы эти люди возглавили внутренний заговор против Путина. Стареющий диктатор может просто умереть на своем посту, избавив нас от проблем).
Новое правительство не обязательно будет демократическим, но его возглавит небольшое число представителей обученных на Западе технократических элит, которые начнут говорить многое из того, что так любят слышать западные чиновники и бизнесмены, жаждущие вернуться к некоему статус-кво ante bellum (до начала конфликта). Они возложат большую часть вины на Путина, обещая возвращение к нормальному положению дел.
Они могут пойти настолько далеко, что освободят некоторых политических заключенных и оппозиционных политиков или даже отменят объявленные Путиным в 2022 году аннексии на востоке Украины (но не Крыма).
При этом они будут призывать к тому, что многие западные политики назвали бы «перезагрузкой» и приветствовали. Шанс начать все сначала, с чистого листа. И дать обещание, что новая Россия будет двигаться вперед.
Почему это может не произойти
Существует железный закон авторитаризма — диктатор у власти имеет тенденцию оставаться у власти. Другими словами, для того чтобы вырвать контроль из рук такого диктатора, как Путин, всегда требуется значительно больше планирования, энергии и ресурсов, чем нужно действующему лидеру для того, чтобы помешать любому внутреннему заговору.
Если задуматься, это не так уж и удивительно, учитывая, что Путин по-прежнему держит в руках все рычаги управления государством и культивирует конкуренцию среди своих подчиненных, которые с готовностью донесут о любом антипутинском заговоре.
Если добавить к этому тот факт, что Путин по-прежнему пользуется широкой поддержкой среди российского чиновничества — не в последнюю очередь потому, что, учитывая ход конфликта на Украине, Россия действительно может победить, то надежды на отстранение от власти в хрущевском стиле вряд ли можно считать надежными.
Что должен сделать Запад
Если это действительно произойдет, политика Запада должна быть похожа на стратегию фактического демократического перехода.
То есть Запад должен не доверять, но проверять. Западным чиновникам следует помнить, что каждый раз, когда в отношениях с Россией применялся принцип «перезагрузки», Запад в итоге оказывался или глупым, или близоруким или и тем, и другим вместе взятым.
По этой причине к любым призывам к «перезагрузке» следует относиться с большим скептицизмом. И хотя демократические реформы, безусловно, следует поощрять и стимулировать — особенно в том, что касается снятия ограничений с гражданского общества или выплаты репараций Украине — любые улучшения должны рассматриваться как временные. В конце концов, мы уже видели эту историю, и мы видели, чем она заканчивается раз за разом.
Сценарий №5: «Долгая жизнь президента Путина». Вероятность 45-50%
Почему это может произойти
Это всегда было самым вероятным сценарием, не так ли? Если не произойдет непредвиденных событий, связанных со здоровьем, и особенно учитывая вновь обретенную щепетильность США в вопросе поддержки Украины, Путин может рассматривать свой новый президентский срок как то, что он, скорее всего, отработает полностью, а возможно, и намного дольше.
И это вполне объяснимо. Со смертью Навального демократическая оппозиция оказалась в руинах. Российская экономика, несмотря на шквал западных санкций, не рухнула, хотя и стала вялой. Хотя Путин не завоевал Киев, худшее в украинском конфликте, возможно, уже позади, особенно учитывая нежелание США вооружать Украину. И по сравнению с американскими президентами Путину всего 71 год, и на его стороне (относительная) молодость.
Он уже стал одним из самых долго правящих лидеров России, за его плечами множество президентских сроков. Если заглянуть в 2030 год, почему что-то должно измениться?
Почему этого может не произойти
Путин по-прежнему крепко держится за власть, но есть множество факторов, которые сделают его следующий срок совсем другим и потенциально гораздо более трудным, чем все, что он видел раньше.
Возьмем экономику. Хотя России пока удается выдерживать санкции, экономика в целом явно движется к стагнации и росту инфляции. Тем временем на Украине ошибки Путина уже привели к огромному количеству жертв. И первого, и второго достаточно, чтобы угрожать любому лидеру, каким бы авторитарным он ни был. Выход из тисков и того, и другого приведет к еще большему расширению диктаторского инструментария Путина.
Что должен сделать Запад
Усиливать давление везде и всюду, где только можно. Продолжать и усиливать санкции, в том числе против третьих сторон в таких странах, как Объединенные Арабские Эмираты, которые помогают Москве обходить санкции.
Усилить ограничения цен на углеводороды и полностью конфисковать все замороженные активы российского Центрального банка.
Углублять партнерские отношения с соседями Москвы, особенно в том, что касается поощрения демократических преобразований.
И, пожалуй, самое главное — признать, что пока Путин остается у власти, неспровоцированный конфликт на Украине будет продолжаться, и угрозы более масштабных военных действий не за горами. Запад должен использовать все возможные средства, чтобы заставить россиян — как тех, кто находится в Кремле, так и широкие слои населения — осознать, насколько лучше будет им и всем остальным, когда Путин перестанет быть у власти.
Перевод важных моментов статьи сделан с помощью Briefly
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!
Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или карты 4400 4302 1819 1887.
И есть еще несколько способов – смотрите на этой странице.