Более четырех месяцев понадобилось мажилисменам, чтобы «причесать» проект закона «О массмедиа» —  в первом чтении он был принят еще в конце ноября 2023 года. Отдадим должное народным избранникам – они действительно поработали над документом, сделав его, на первый взгляд, более либеральным.

Нельзя говорить, конечно, что СМИ в Казахстане вздохнут полной грудью. Но если бы закон остался таким, как предлагало его правительство в самом начале, то на свободе слова вообще можно было бы ставить жирный крест.

Мы писали об этом законопроекте в статьях по ссылкам:

Пресс-карт не будет

Итак, что же было принято, а что отклонено.

Для начала поговорим о приятном.

Напомним, что одним из самых спорных предложений было введение так называемых «пресс-карт» — особой формы аккредитации журналистов на различные мероприятия с участием представителей власти.

Министр культуры и информации Аида Балаева наверняка до последнего отстаивала свою «хотелку», представляющую собой сито, через ячейки которого могли проскочить только лояльные к действующей власти издания. Однако депутаты сказали веское «нет».

«Законопроектом была предложена норма по внедрению пресс-карты, предоставляющая право на упрощенную аккредитацию отдельным журналистам. Откровенно говоря, эта норма вызвала большие споры в рабочей группе, обществе в целом. Подавляющее большинство членов рабочей группы расценили эту норму как противоречащую демократическим принципам, дискредитирующую журналистов, препятствующую всестороннему распространению информации. Поэтому по данной норме было принято конкретное решение: норма о пресс-карте исключена», – заявил, презентуя проект в стенах мажилиса, депутат Жанарбек Ашимжанов.

Также не прошла норма о том, что работа любого издания могла бы быть приостановлена за «пропаганду нетрадиционной сексуальной ориентации»: она могла стать очередной удавкой на шее журналистов. Но о ней мажилисмен ничего не сказал —  видимо, по той просто причине, что сам на пару с бывшим министром просвещения Асхатом Аймагамбетовым был ее автором. Но факт того, что поправка не вошла в итоговый документ, в кулуарах мажилиса подтвердил вице-министр культуры и информации Канат Искаков.

Читайте про это: «Запретить» ЛГБТ. Казахстанские депутаты придумали «антигейскую» поправку в закон о масс-медиа

До одного года депутаты сократили срок исковой давности для подачи в адрес СМИ претензий от тех, кто посчитал, что в отдельных публикациях задевается их честь, достоинство и деловая репутация.

Напомним, что Аида Балаева настаивала на трех годах (мол, это в соответствии с нормами гражданского законодательства), но для более тщательной проработки отсылала к «компетентным ведомствам». Вероятно, «компетентные ведомства» оказались убедительнее.

Не изменились в окончательной редакции сроки ответов на запросы журналистов – чиновники обязаны будут отвечать на них в течение пяти рабочих дней.

Еще одна спорная норма – об объеме вещания электронных СМИ на государственном языке (отдельные депутаты предлагали перейти к стопроцентному вещанию на казахском языке, мол, более 30 лет уже независимы) – стала выглядеть следующим образом:

  • с 2025 года объем теле- и радиопрограмм на государственном языке и отечественного производства должен быть не меньше 55% от общего объема, с 2027 года – 60%;
  • ретрансляция иностранных теле-, радиоканалов в еженедельном объеме вещания сокращается с 20% до 10%.

ИноСМИ нам не особо нужны

Менее приятной выглядит поправка, объединяющая сетевые издания и информационные агентства: теперь они все входят в «интернет-издания» и будут ставиться на учет в обязательном порядке как традиционные СМИ.

Зная иезуитский характер действующей власти, осмелимся предположить, что после подписания закона президентом Минкультинформ РК воспользуется этой нормой и затеет не только регистрацию новых изданий, но и перерегистрацию действующих, чтобы появилась возможность проредить ряды «особо ретивых» и «вечно недовольных». Ведь при желании можно, как в старом анекдоте, «докопаться» и до столба. Участники и эксперты медиа- рынка ранее заявляли, что эта поправка может поставить под угрозу существование информагентств.

Ну и откровенно дискредитирующей нормой является право Министерства иностранных дел РК отказывать в аккредитации иностранным СМИ и их журналистам «в случае угрозы национальной безопасности Республики Казахстан». Вкупе к этому законопроект запрещает работу иностранных СМИ и их журналистов без аккредитации, и для приостановки их деятельности больше не требуется судебное решение.

Эта поправка появилась в январе текущего года в ходе обсуждения документа в рабочей группе и получила название «имени Радио «Азаттык». Парламентарии, предлагавшие эти поправки, назвали это «упорядочиванием рынка». Члены рабочей группы проголосовали за эти поправки большинством голосов.

Это все происходило на фоне отказов МИДа в аккредитации 36 журналистам «Радио Азаттык». И хотя депутаты открещивались от того, что они принимают «именные» поправки, происходящее было похоже именно на это.

Тогда же медиаюристы на специальном брифинге заявили, что обратятся к президенту Казахстана с призывом наложить вето на законопроект, если поправки преодолеют рассмотрение в парламенте в их текущем виде. Вероятно, обращение это последует, потому что надежда на сенат – весьма слабая.

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!

_

Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594   или карты 4400 4302 1819 1887

И есть еще несколько способов – смотрите на этой странице

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.