Авторитарные режимы при имеющихся различиях очень похожи: часто они копируют поведение друг друга в желании удерживать свое влияние на народ откровенно репрессивными методами. Российские и казахстанские инициативы последнего времени — лишнее тому подтверждение.
Появился в РФ закон об иноагентах – и наш Минфин издал приказ о создании реестра организаций и лиц, получающих иностранное финансирование.
Приняла Россия «закон о фейках» — и Казахстан откликнулся соответствующей поправкой в Кодекс об административных правонарушениях.
На минувшей неделе пришла очередь «запретить» в стране лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендерных людей. В России закон о запрете пропаганды ЛГБТ появился еще в конце 2022 года, а до этого – с 2013 года – действовала норма о запрете «гей пропаганды» среди несовершеннолетних.
Не надо тут агитировать
Итак, 5 апреля т.г. депутаты Мажилиса от фракции партии Amanat Асхат Аймагамбетов (бывший министр просвещения РК) и Жанарбек Ашимжанов (журналист и бывший редактор республиканской газеты «Ана тілі») инициировали предусматривающую запрет на пропаганду ЛГБТ поправку в законопроект «О масс-медиа».
О том, что этот документ и так изобилует запретами, мы уже не раз рассказывали, а теперь еще одним запретом в нем может стать больше.
Статью 22 проекта нового заокна, называющуюся «Порядок приостановления, прекращения выпуска массмедиа либо распространения продукции массмедиа», авторы нового ограничения предложили изложить следующим образом:
«Основаниями для приостановления выпуска массмедиа либо распространения продукции массмедиа в установленном законами РК порядке являются: пропаганда или агитация культа жестокости и насилия, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, нетрадиционной сексуальной ориентации».
В существующей версии законопроекта нет фразы «нетрадиционная сексуальная ориентация». Но депутаты пояснили, что такое дополнение необходимо для «недопущения пропаганды или агитации».
Решив сразу откреститься от клейма «запретителей», депутаты пояснили, что речь не идет о запрете информации как таковой, а именно о пропаганде и навязывании однобокой информации, когда однополые отношения показываются как исключительные и лучшие, чем традиционные.
«Поэтому речь идет только о пропаганде в этом ее понимании, информация, которая будет носить новостной характер, под это не подпадает. В целом же к депутатам имеются обращения от многих казахстанцев, которые также поддержали данную поправку. Мы должны проявлять нетерпимость к пропаганде идей, которые могут вызвать раскол в обществе», — добавили депутаты.
А судьи кто?
Кто будет оценивать, что есть пропаганда, какая информация однобока, а какая нет, народные избранники не уточнили. А ведь это крайне важно, потому что, если что у нас и хромает на обе ноги, так это правоприменение.
Да, можно долго рассуждать, что есть признаки пропаганды (она, как правило, направлена на формирование или изменение общественного мнения в определенную сторону, использует выборочное предоставление информации и не всегда достоверные утверждения), но кто это будет определять?
Давайте смоделируем ситуацию.
Допустим, в Алматы прошел гей-парад, участие в котором приняли несколько сотен человек. И в некоем издании выходит заметка следующего содержания: «Гей-парад, прошедший в Алматы, оказался многочисленным. В отличие от иных митингов, не собирающих в последнее время значительного числа участников, здесь на улицы вышло около тысячи человек».
С одной стороны, это информация: прошел парад. А с другой – подчеркивание, что он был многолюднее, чем митинги по иным поводам. Пропаганда это или нет?
«Это депутаты такие умные, проявляют «изыски», так сказать, что это пропаганда, а это нет. А внизу кто это будет различать? Спросите любого полицейского, чем информация отличается от пропаганды? Никто вам ничего путного не скажет. Увидели сочетание «ЛГБТ» — к ответу. И докатимся до того, как в России: радуга – это ЛГБТ, радуга природная вышла – всех, кто смотрит, фотографирует, размещает в соцсетях – под статью», — невесело пошутил в комментарии «Республике» юрист Международного фонда защиты свободы слова «Әділ сөз» Сергей Уткин.
Юрист Сергей Уткин считает, что при введении подобных норм надо учитывать их целесообразность.
«Депутат — он же, по-хорошему, представитель народа. И если в народе есть такое мнение, что ЛГБТ – это зараза, которая как вирус передается, и об этом надо молчать, то депутаты, чувствуя дремучесть народа, считают нужным таким желаниям людей потакать, угождать. Хотя по мне это – ересь. Ведь демократия – это защита прав меньшинств. И чем меньше защиты прав меньшинств — тем меньше демократии и тем больше авторитаризма, куда мы и движемся».
Соосновательница казахстанской феминистской инициативной группы «Феминита» Жанар Секербаева, напротив, верит в свой народ и считает, что большинство казахстанцев не поддержит данную депутатскую инициативу.
А от себя лично она готова вынести вотум недоверия Асхату Аймагамбетову и Жанарбеку Ашимжанову:
«Не знаю, понимают ли депутаты, что их предложение — прямая дискриминация части казахстанцев. ЛГБТ-люди являются обычными гражданами и гражданками, у которых есть семьи. Мои налоги, которые идут в бюджет, — это заработная плата депутатов. Я как избиратель выражаю им недоверие и прошу сложить их свои мандаты, так как дискриминация ЛГБТ-людей – не показатель их работы. Мне как представителю ЛГБТ и активной лесбиянке очень обидно, что нашу группу людей используют как способ отвлечения внимания от невероятно важных общественных проблем (таких, как, например, последствия паводков). Так вот, пусть депутаты делом займутся».
Зачем нам «западные ценности»?
Между тем, нынешняя инициатива – не первая попытка «обуздать» «гей-пропаганду» в Казахстане. Год назад нечто подобное предлагал еще один народный избранник – мажилисмен Ардак Назаров.
«В информационном пространстве страны свободно пропагандируют такие вопросы, как однополые браки, гомосексуализм, смена пола, а это противоречит нашему пониманию. Идеология ЛГБТ направлена на разрушение многовековых традиций и национальных ценностей казахского народа. И мы все хорошо знаем, что за этим стоят международные западные организации. И что еще хуже, гей-пропаганда сейчас очень активно пропагандируется в частных школах в Астане, Алматы. Эпидемия уже наступила, нам необходимо пресекать ее на корню, чтобы потом не кусать себе локти», — заявлял он в своем депутатском запросе.
В октябре 2023 года в соцсетях завирусился ролик молодого человека по имени Ильяс. В нем он обращался к президенту с просьбой уравнять в Казахстане «права мусульман и представителей ЛГБТ».
«Если мы сегодня ничего не предпримем по отношению к новому поколению, то оно завтра будет хуже — в союзе между двумя мужчинами и в союзе между двумя женщинами дети не рождаются. А вот как раз об этом и пропагандируют извне пришедшая идеология ЛГБТ-культуры. Это не наше историческое и традиционное наследие, мы вынуждены просить предоставить нам такие же права, которые предоставляются представителями зарубежной идеологии», — говорил он, в частности.
А 10 лет назад лоббировать принятие закона о запрете пропаганды сексуальных меньшинств намеревались представители студенческого движения «Болашак».
«К сожалению, мы сейчас дожили до того, что ЛГБТ-шники не скрывают свою ориентацию. Уже огромное количество таких людей можно увидеть в общественных местах — это молодые люди в разноцветных штанах, что означает, что они уже не скрывают свою ориентацию. Наше движение просит правительство принять закон, нацеленный на запрет пропаганды нетрадиционных отношений. В этом законе должны быть предусмотрены нормы, запрещающие представителям ЛГБТ-сообщества проводить «просветительскую работу» в общественных местах», — заявлял лидер движения Даурен Бабамуратов.
Между тем нынешний президент РК Касым-Жомарт Токаев и сам, похоже, готов защитить общество от «западных веяний». Конкретно про ЛГБТ он пока не говорит, но, если можно так выразиться, намекает.
«Казахстан всегда будет толерантен ко всем вероисповеданиям, воззрениям и учениям, которые не подрывают нашей государственности и общественной морали. Но мы не можем и не будем идти на поводу тех, кто под влиянием западных и иных веяний продвигает чуждые для нашей культуры ценности. На позицию страны в этом вопросе не повлияют ни политическая конъюнктура, ни новомодные мировые веяния. Мы должны твердо и последовательно культивировать традиционные семейные ценности», — подчеркнул Токаев в своем выступлении на заседании Национального курултая 15 марта т.г.
Кстати сказать, на защите так называемых «традиционных ценностей» и поднятии морали и нравственности строил свою политику не кто иной, как Адольф Гитлер. И в рамках этой политики были запрещены журналы и книги, пишущие о гомосексуальности. Правда, потом фюрер пошел дальше и стал оправлять гомосексуалов в концлагеря. Надеемся, что до этого у нас не дойдет.
Между тем «антигейских» поправок в закон о массмедиа, чтобы блокировать соответствующие ресурсы, можно не ждать – достаточно принятого в 2022 году Закона «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты РК по вопросам защиты прав ребёнка, образования, информации и информатизации».
Напомним, что нормы этого закона позволяют блокировать ресурсы, если они содержат контент, который может навредить несовершеннолетних. И в феврале текущего года в Казахстане был заблокирован сайт с названием «Selftanu.kz», который заявлял о себе как ресурс для ЛГБТ-подростков и тех, кто стремится к самопониманию. В Министерстве культуры и информации РК пояснили, что «в ходе мониторинга ресурса были выявлены нарушения законодательства, основанного на защите детской психологии и развития».
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!
Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или карты 4400 4302 1819 1887.
И есть еще несколько способов – смотрите на этой странице.