Причиной смерти Салтанат Нукеновой стали многочисленные удары — 12–13 раз по голове и удушье. Она несколько часов умирала в агонии. Такое шокирующее заключение сделал сегодня в суде судебно-медицинский эксперт с 33-летнем стажем, член Республиканской палаты судебных экспертов Тахир Халимназаров.

В Астане продолжается судебный процесс по делу бывшего министра национальной экономики 43-летнего Куандыка Бишимбаева, обвиняемого в убийстве супруги 31-летней Салтанат Нукеновой.

Напомним, что Куандыка Бишимбаева обвиняют по статьям п. 1, ч. 2 статье 110 УК РК (Истязание), п. 5, ч. 2 статье 99 УК РК (Убийство с особой жестокостью), статье 14 ч. 2 (Рецидив особо тяжкого преступления). Ему грозит от 15 до 20 лет лишения свободы или пожизненный срок. Бишимбаев вину свою не признает.

На вчерашнем судебном заседании Бишимбаев убеждал присяжных, что травмы, обнаруженные на теле Салтанат Нукеновой — не его рук дело. Это она просто ударялась о пол, который может быть тем самым тупым предметом, о котором говорится в судебно-медицинской экспертизе.

На видео ниже диалог подсудимого Куандыка Бишимбаева и судьей Кульбаевой о побоях, которые Бишимбаев наносил Салтанат Нукеновой.

Описание травм на голове и теле Салтанат Нукеновой дали адвокаты потерпевшей стороны на одном из последних заседаний суда – это в основном гематомы.

Сегодня эксперт Халимназаров в своих показаниях отметил, что помимо травм от ударов  на теле Салтанат есть следы удушения. По его словам, о том, что что ее именно душили, говорят ссадины и кровоизлияния в характерных местах.

«На теле трупа в области шеи сверху были обнаружены две овальные ссадины. На уровне верхней, средней и нижней трети шеи слева такой же формы кровоподтеки. При повторном исследовании по описанию обнаружено кровоизлияние в склерах глаз, под легочной плеврой и, самое главное, в области шеи за щитовидной железой. Это свидетельствует о факте сдавливания шеи. Это все указывает на механическую асфиксию, то есть подтвержден факт гипоксии в момент травмы», — сказал Халимназаров.

Судья Айжан Кульбаева уточнила: «Можно ли из этого сделать вывод, что погибшую душили, и произошло ли это до или после ударов?»  

Эксперт ответил, что «на это указывают признаки удушения» и что «сдавливание было незадолго до наступления смерти, возможно, после нанесения ударов».

Эксперт Тахир Халимназаров рассказывает о травмах, обнаруженных не теле погибшей Салтанат Нукеновой.

Вначале своего выступления эксперт нарисовал маркерами на голове манекена красные и синие пометки, которые обозначают ссадины и кровоподтеки.

Он пояснил:

«Все области расписаны. Это все вместе в совокупности является травмой головы. Туда входят и лицо, и череп. Синим указаны кровоподтеки, красным — ссадины. (…) Эти все повреждения рассматриваются как наружные контактные, которые приводят к повреждению головного мозга. Поэтому в выводах заключения первичной экспертизы все повреждения, как наружные, так и внутричерепные, в виде судбуральной гематомы, это кровоизлияние между твердой оболочкой и головным мозгом, где пространство залито кровью.

Субарахноидальные кровоизлияния, то есть кровоизлияния под мягкой мозговой оболочкой, обнаружены на мозжечке, в стволовой части мозга, и травматический отек. Сдавлевание головного мозга большим объемом субдуральной гематомы — она придавила мозг. Это все в совокупности квалифицируется как тяжкий вред и состоит в прямой причинной связи с наступлением смерти. То есть причина смерти нельзя отдельно рассматривать. Эти все травмы взаимно отягощают друг друга».

Прокурор задала уточняющий вопрос: «Что такое ударно-травматическое воздействие, могут ли это быть самостоятельные удары?» 

Эксперт сказал: «Простым языком это удары по голове. Сам человек в сознании такие травмы головы не получает, потому что при падении  защищает голову».

Халимназаров также подчеркнул, что не бывает такого многократного падения, чтобы образовался подобный комплекс повреждений: «Это исключается».

На суде Бишимбаев неоднократно говорил, что Салтанат «спала и храпела». По заключению эксперта, это был не храп спящего человека, а хрипы, характерные при развитии острой дыхательной недостаточности.

«При развитии острой дыхательной недостаточности нарушается дыхание, и оно может восприниматься как храп, но это не храп. Храп спящего человека звучит спокойно, а в данном случае звуки были признаком того, что человек задыхается, ему не хватает воздуха. Хрипеть, агонировать человек может 6-8 часов, это индивидуально».

Тахир Халимназаров опровергает версию Бишимбаева, что погибшая Нукенова могла получить травмы от падения на пол и ударов об унитаз. Он сказал, что тогда травмы были бы другого характера.

«Человек в сознании упасть без рук и нос разбить — это не рассматривается.  (…) Вы же представляете, унитаз не на полу, он выступает — и это не такое расстояние, чтобы тело ускорилось. Вот так ударилось и получило травму. Этой высоты недостаточно, чтобы получилась такая кинетическая энергия тела, чтобы получить такую серьёзную травму».

Эксперт также отверг версию, что Нукенова могла получить травмы от падения под влиянием алкоголя, отметив, что объем  был незначительным.

На вопрос потерпевшей стороны, можно ли было спасти Салтанат, вызвав вовремя «Скорую помощь», эксперт сказал, что шанс спасти Нукенову при характере ее травм был маловероятен.

Только внутренняя гематома в области головного мозга была, по его словам, 230 мл, в то время как уже 50 мл  угрожает жизни человека. А у нее были еще к тому же и множественные травмы, которые усугубили ее состояние.

Бишимбаев слушает эксперта. Кадр с видео.

Судмедэксперт также исключил вероятность того, что на смерть Салтанат Нукеновой могла повлиять старая травма головы. Именно эат версия вбрасывалась еще до суда защитниками Бишимбаева.

Отвечая на вопрос адвоката подсудимого Назкен Кусаиновой о том, что хроническая субдуральная гематомамогла быть получена 3-4 недели, Халимназаров ответил, что «эксперты не увидели никаких особенностей или характерного для старого процесса кровоизлияния».

«В данном случае эксперты дают «острую субдуральную гематому». Свежую. Никто не говорит о старом процессе. Поэтому здесь нельзя говорить о том, что старый процесс обострился после незначительной травмы», — уверен эксперт.

СПРАВКА

_

Куандык Бишимбаев до 2017 года занимал высокие посты на госслужбе.

_

В 2009-2010 годах работал помощником первого президента РК Нурсултана Назарбаева. Был заместителем министра торговли и экономического развития, зампредседателя правления фонда «Самрук-Казына». С 2013 по 2016 годы возглавлял НУХ «Байтерек», а в 2016 году несколько месяцев занимал должность министра национальной экономики.

_

В марте 2018 года Куандык Бишимбаев был осужден по обвинению в коррупции и приговорен к 10 годам лишения свободы, но   Назарбаев его помиловал, и в октябре 2019 года Бишимбаев вышел на свободу по УДО.

_

31-летняя Салтанат Нукенова — вторая супруга Куандыка Бишимбаева. С первой, Назым Кахарман, он развелся после освобождения из колонии

Все материалы по этой теме:

 ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!

_

Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594   или карты 4400 4302 1819 1887

И есть еще несколько способов – смотрите на этой странице

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.