В марте журналиста и владельца телеграм-канала “Дикая орда” Данияра Адилбекова арестовали и поместили в ИВС Астаны. Он подозревается по части 2 статьи 274 УК РК («Распространение заведомо ложной информации»).
Его адвокат Адилжан Маутканов на брифинге общественного фонда «Правовой медиацентр» рассказал о том, за какие посты на Адилбекова завели дело.
Вице-министр энергетики, аэропорт Астаны и Гульжан Ергалиева
Следствие заинтересовали пять постов в телеграм-канале «Дикая орда», сообщил адвокат арестованного журналиста Адилжан Маутканов.
По его словам, это посты с заголовками:
- «Грязные нефтедоллары Аккенженова» от 14 января этого года,
- «Кто вы, мистер Аккенженов?» от 8 февраля,
- «Арабские сказки» от 2 февраля,
- «Соловей для Бишимбаева» от 28 февраля,
- «Бишимбаевские шавки забились по норам» от 13 марта.
Два поста посвящены вице-министру энергетики Ерлану Аккенженову. Если коротко, автор утверждает, что представители нефтяных компаний Petrosun, «КазМунайГаз» и Vitol, пользуясь влиянием Аккенженова, «получают доступ к сырью по заниженным ценам ценам у местных нефтяных компаний и перепродают все зарубеж по завышенным ценам».
«Они [заявители в уголовном деле] посчитали, что в их отношении распространили недостоверные сведения. В одном случае речь даже шла об обвинении человека в тяжком коррупционном преступлении. Эти заявления были зарегистрированы как положено, по закону. Были проведены необходимые исследования», — говорил по поводу ареста Адилбекова заместитель министра внутренних дел Марат Кожаев.
Уже находясь под арестом, Данияр Адилбеков написал письмо с обращением к журналистам:
«Призываю вас, независимые СМИ страны, провести журналистское расследование. У меня есть вопросы: была ли проверка в отношение Ерлана Аккенженова, чтобы утверждать, что это заведомо ложный донос?
Я не писал на него заявление в правоохранительные органы, а лишь призывал компетентные органы, а это может быть комитет по этике министерства энергетики РК. Хоть как-то были проверены доводы? Ответ – нет.
Я считаю, что меня судят за правду те, кто разворовывает страну и лоббирует интересы эксклюзивного покупателя казахстанской нефти Vittol».
В посте «Соловей для Бишимбаева» утверждается, что отец обвиняемого в убийстве жены экс-министра экономики Валихан Бишимбаев передал 100 млн тенге Ермухамету Ертысбаеву, бывшему послу и министру, а ныне председателю «Народной партии Казахстана». Деньги якобы пошли на медиакампанию по обелению репутации Куандыка Бишимбаева: основательница Elmedia Гульжан Ергалиева, утверждается в посте, получила за интервью с адвокатами Бишимбаева 10 миллионов тенге и еще 5 миллионов «за дальнейшее освещение суда в своих выпусках на YouTube», а блогеру Гульбану Абеновой якобы заплатили 15 миллионов тенге за десять постов.
В посте «Бишимбаевские шавки забились по норам» автор продолжил тему (см. «Соловей для Бишимбаева»), написав, что «защитники Бишимбаева в отчаянии» и «стали более нерукопожатными в профессиональной среде».
После этого Гульжан Ергалиева, по ее же словам, написала заявление в полицию, о чем 5 апреля сообщила на своей странице в Facebook:
«Департамент полиции Астаны завел уголовное дело по части 3 статьи 274 – распространение ложной информации посредством СМИ и социальных сетей по моему заявлению на анонимный Telegram-канал «Дикая орда» по двум публикациям «Бишимбаевские соловьи» от 28 февраля 2024 года и «Бишимбаевские шавки забились по норам» от 13 марта 2024 года, в которых описывается ложь о том, что я получила Т10+5 млн за «обеливание» Бишимбаева и прочая чушь. Ну и ужасные оскорбления. На прошлой неделе был установлен источник «Дикой орды» и арестован на два месяца некий Данияр Адилбеков, который выдавал всю эту грязь. И не только по отношению меня».
Пост «Арабские сказки» посвящен аэропорту Астаны.
«Всем известно, что аэропорт был передан в доверительное управление, но там возникли трудности в плане того, что передать передали, а руководителя с арабской стороны не назначили. Про это был написан пост. Чего опасного в этом, непонятно», — говорит адвокат журналиста.
КНБ интересуется главредами сайтов Orda и Ulysmedia?
Ранее Данияра Адилбекова обвиняли еще и в ложном доносе, однако дело переквалифицировали.
По словам его адвоката Адильжана Маутканова, дело изначально вели по пункту 3 части 2 статьи 274 УК, по которой максимальный срок наказания – три года.
«Согласно уголовно-процессуальному законодательству, мера пресечения [в виде ареста] избирается только в том случае, когда санкция статьи предусматривает наказание от пяти лет и выше. То есть, если бы пытались применить меру пресечения к Данияру по 274 статье, то суд сразу бы отказал. Позже дело по Данияру переквалифицировали на 419 статью, часть 3, «Заведомо ложный донос». Там предусматриваются санкции уже до восьми лет лишения свободы, и Данияра закрыли», — говорит Маутканов.
Адвокат утверждает, что сейчас, когда Адилбеков находится под арестом, «сотрудники КНБ не только сопровождают его уголовное дело, но еще пытаются получить от Данияра сведения, которые выходят за рамки расследования».
По словам адвоката речь идет о интересе спецслужб к журналистам, среди которых есть в том числе и вполне лояльные президенту Касым-Жомарту Токаеву – например, Гульнар Бажкенова.
«Он просил передать своим коллегам, а именно Александру Белиловскому, Кириллу Павлову, Ернару Акимкулову, Асхату Ниязову, Самал Ибраевой и Гульнар Бажкеновой, что ими очень интересуется КНБ. Интересуется вне протокола, вне следственных действий, без участия следователя и адвоката. Это происходит в вечернее время», — сказал Маутканов.
На обложке фото Данияра Адилбекова с его страницы в Facebook
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!
Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или карты 4400 4302 1819 1887.
И есть еще несколько способов – смотрите на этой странице.