Вчера в суде исследовали мобильный телефон Бишимбаева. Последние видеозаписи от 9 ноября (день смерти Нукеновой), показали, как подсудимый Куандык Бишимбаев оскорбляет свою гражданскую жену Салтанат с использованием ненормативной лексики и заставляет ее признаться в сексуальной связи известным казахским бизнесменом.

В Астане продолжается судебный процесс по делу бывшего министра национальной экономики 43-летнего Куандыка Бишимбаева, обвиняемого в убийстве супруги 31-летней Салтанат Нукеновой.  

Напомним, что Куандыка Бишимбаева обвиняют по статьям п. 1, части 2 статьи 110 УК РК (Истязание), п. 5, части 2 статьи 99 УК РК (Убийство с особой жестокостью), статье 14 части 2 (Рецидив особо тяжкого преступления). Ему грозит от 15 до 20 лет лишения свободы или пожизненный срок.  

На скамье подсудимых также находится его родственник — Бахытжан Байжанов. Его обвиняют по статье 432 УК РК (Укрывательство преступления) и статье 434 УК РК (Недонесение о преступлении).

Бишимбаев не доверяет суду, прокуратуре и потерпевшим

В конце прошлой недели процесс закончился на том, что Бишимбаев отказался дать суду пароль от своего мобильного телефона. Мобильник, отметим, хранился в суде вместе с другими вещественными доказательствами, но открыть его ни следователи, ни прокуроры без пароля не смогли.

По словам Бишимбаева, его нежелание дать пароль вызвано опасениями, что суд, обвинение или адвокаты потерпевшей стороны могут сфабриковать против него улики или уничтожить доказательства, подтверждающие его невиновность.

Отказ Бишимбаева дать суду доступ к телефону вызвал волну возмущения и обсуждения. Были даже мнения, что телефон просто необходимо взломать.

Вот  что, например, написала на своей странице в Facebook общественная деятельница Бахытжан Торегожина:

«Не пойму почему церемонятся с телефоном Бишимбаева? Он человека убил. Почему его телефон до сих пор не проверен и не проходит в угол.деле? Тем более, как говорил прокурор в обвинен. акте, он снимал видео и шантажировал погибшую. Это тем более удивительно, потому что когда мирных активистов задерживают то без проблем и проволочек взламывают за считанные часы их телефоны, компьютеры и копируют всю нужную и не нужную информацию без какого-либо согласия. Что не так с Бишимбаевым? Кто объяснит? Может я что-то не понимаю, или не знаю…»

Однако в комментарии «Тенгриньюс» юрист из Астаны Данияр Байгабатов сказал, что Бишимбаев имел право не давать пароль от своего телефона:

«Бишимбаев имеет право отказаться [предоставлять пароль от своего телефона]. Возможно, в телефоне есть личные данные, переписка и прочее. То есть, согласно пункту 1 статьи 28 Уголовного кодекса, никто не обязан давать показания против себя самого, супруга (супруги) и своих близких родственников, круг которых определен настоящим кодексом. Тем самым телефон останется как вещдок. Уже при вынесении приговора суд будет приниматься решение о его дальнейшей судьбе».

В свою очередь юрист Джохар Утебеков считает,  что «с юридической стороны никакой проблемы в этом нет».

«Следователь легко получил бы на это санкцию следственного судьи», — написал он на своей странице Facebook, добавив, что «у нас суд стоит на недопустимости принуждения подозреваемого помогать следствию. В мире практика порой посложнее».

Девять шокирующих видео

22 апреля Бишимбаев все же дал код от своего телефона, и судья приступила к исследованию содержимого мобильника. Начала Айжан Кульбаева с видеозаписей, записанных 9 ноября (день смерти Нукеновой). Их оказалось 12, и все они были сделаны с 6:43 до 8:30 утра.

На видео Бишимбаев кричит на Салтанат Нукенову, заставляет ее признаться в сексуальной связи с известным казахстанским бизнесменом, уточняет, какая именно это была связь, и даже позволяет себе ее ударить. При этом девушка на момент записи уже выглядит избитой — в крови и с опухшими глазами. Судья отмечает также, что Нукенова  — в плаще, надетом на голое тело.

На видео ниже тот самый момент, когда судья исследует видео от 9 ноября 2023 года.

Во время просмотра видео был момент, когда судья не смогла сдержать эмоции от увиденного — она прикрыла ладонью рот, но потом взяла себя в руки.

Судья Айжан Кульбаева

Обнаружение такого рода видеофайлов стало неожиданностью для подсудимого. Сперва он заявил, что таких видео в его телефоне быть не может, и это «просто монтаж», а его голос на видео наложили. Позже Бишимбаев, хотя и не вспомнил, как делал эти записи и для чего, все-таки признал, что снимал их сам.

Видеофайлы посмотрели только участники процесса. Родственникам в зале и журналистам их не показали. Но некоторые фрагменты видео были описаны прокурорами, судьей и представителями потерпевшей стороны в вопросах, которые они задавали подсудимому.

«На видеозаписи видно, что на конечностях Салтанат была размазанная кровь. А далее, при исследовании материалов дела, на фототаблице видно, что ее нет. Вы что, вытирали Салтанат?», — спросила Бишимбаева прокурор Айжан Аймаганова.

«На видео видно, что она вытирает руки о занавеску», — ответил он.

«Нет, не видно. Видно, что на конечностях довольно много крови, видимо, с носа уже текла кровь».

«Я не вытирал. Я протер ее, только когда у нее с подбородка кровь текла».

«В какой-то момент она говорит: «Голова болит, подожди». Вы слышали ее слова?», — вмешалась в допрос судья.

«Наверное, слышал в тот момент. Но я тогда не думал, что с ней что-то смертельное происходит».

Далее прокурор говорит, что на одном из видео Салтанат Нукенова показывает белую рубашку, испачканную в крови, и говорит — «вот они, улики», и задает вопрос: «Что она имела ввиду?» Но Бишимбаев ответа не дал, сообщив, что это его розовая рубашка, запачканная кровью из носа Нукеновой.

Ранее Бишимбаев отрицал, что бил Нукенову в VIP-кабинке ресторана и настаивал, что все удары (всего 6 раз) были нанесены под камерами и уже исследованы судом. Он также заявлял, что все телесные повреждения его супруга получила от падений на пол и на унитаз.

«Я действительно нанес ей побои, я не отрицаю, в 7:16 есть видео. После этого, как вы видите сами, как мы зашли в VIP-зал, я больше побои ей не наносил», — высказался подсудимый.

«Бишимбаев вводит в заблуждение. В одном из видео видно, что вы наносите ей удар, отчего она отлетает на пол», — заметила прокурор Аймаганова.

«Там не так. Она сидела на полу, он просто пощечину ей дал. Ну, мне показалось. Давайте еще раз посмотрим», — заступился за своего клиента адвокат Ерлан Газымжанов.

«Пощечина разве не удар?», — поинтересовалась у него судья. 

«Она не упала, как говорит прокурор», — заметил Газымжанов.

«Там не пощечина, уважаемый суд. Она отлетела на пол, это четко видно. И кровь потекла», — поставила точку прокурор.

На видео ниже фрагмент допроса Бишимбаева после просмотра видеозаписей с его телефона.

Просмотр видеозаписей занял всю вторую половину дня судебного заседания.

Судя по реакции участников процесса, видео было тяжело смотреть, участники процесса трижды просили суд объявить перерыв. Брат погибшей Айтбек Амангельды при просмотре видео не смог сдержать слез. А один из перерывов был объявлен, когда одна из присяжных начала плакать навзрыд.  

«Присяжные смотрят видео из телефона Куандыка Бишимбаева. У женщин на лицах шок, они качают головами и тихо переговариваются. В какой-то момент одна из женщин закрыла лицо рукой. Мужчины хмурят брови, но не комментируют. Одна из присяжных плакала навзрыд…» -так  сообщил о реакции присяжных t-канал «Орда».

Привилегии для Собчак 

На заседании суда 2 апреля присутствовала российская журналистка Ксения Собчак. Первую половину дня она сидела в темных очках рядом с родственниками Салтанат Нукеновой. При этом местные журналисты во время процесса либо стоят на ногах в зале суда, либо находятся в пресс-центре.  

Ксения Собчак в зале суда сидела рядом с родственниками Салтанат Нукеновой.

То, что Собчак стала единственной из журналистов, кому дали место в зале, многих возмутило. Некоторые комментаторы даже назвали это холуйством. Журналисты попросили Аиду Балаеву, министра культуры и информации, объяснить, почему к Собчак было проявлено особое отношение. 

«Буду разбираться, поскольку я сама увидела это в СМИ, вы сами активно начали тиражировать», — сказала глава Мининформа и зачем-то добавила: «Кстати, судебный процесс не смотрю и знаю о нём по вашим материалам».

Сегодня суд продолжил исследовать телефон Бишимбаева, но подробнее об этом уже в следующем репортаже.

СПРАВКА

_

Куандык Бишимбаев до 2017 года занимал высокие посты на госслужбе.

_

В 2009-2010 годах работал помощником первого президента РК Нурсултана Назарбаева. Был заместителем министра торговли и экономического развития, зампредседателя правления фонда «Самрук-Казына». С 2013 по 2016 годы возглавлял НУХ «Байтерек», а в 2016 году несколько месяцев занимал должность министра национальной экономики.

_

В марте 2018 года Куандык Бишимбаев был осужден по обвинению в коррупции и приговорен к 10 годам лишения свободы, но   Назарбаев его помиловал, и в октябре 2019 года Бишимбаев вышел на свободу по УДО.

_

31-летняя Салтанат Нукенова — вторая супруга Куандыка Бишимбаева. С первой, Назым Кахарман, он развелся после освобождения из колонии

Все материалы по этой теме:

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!

 

Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594    или карты 4400 4302 1819 1887

И есть еще несколько способов – смотрите на этой странице

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.