Следы веревок на руках и синяки на шее от удушения заметила при встрече с  Салтанат Нукеновой 5 июля ее помощница Анара Тасова. Свои показания в суде она подтвердила перепиской и фотографиями.

10 апреля 2024 года в Астане продолжился судебный процесс по делу бывшего министра национальной экономики Куандыка Бишимбаева, обвиняемого в убийстве супруги Салтанат Нукеновой. Уже прошел допрос подсудимого гособвинителем, и в начале этой неделе суд приступил к опросу свидетелей и экспертов.   

Напомним, что Куандыка Бишимбаева обвиняют по статьям п. 1, ч. 2 ст.110 УК РК (Истязание), п. 5, ч. 2 ст.99 (Убийство с особой жестокостью), ч. 2 ст.14 (Рецидив особо тяжкого преступления). Ему грозит от 15 до 20 лет лишения свободы или пожизненный срок.

Его брата Бахытжана Байжанова обвиняют по статье 432 УК РК (Укрывательство преступления) и статье 434 УК РК (Недонесение о преступлении).

«Клочьями все волосы выпадали». Переписка Нукеновой с подругой

10 апреля в суде была зачитана переписка в WhatsApp между Нукеновой с ее близкой подругой Аидой Ахмединой.

Про ее показания в суде мы писали в статье:

Обвинение акцентировало внимание суда на переписке от 19 апреля т.г. с 20:09.

«Нукенова: «Вряд ли он меня просто отпустит. У меня есть фото, где я избита, и у Айтыма [брат Салтанат] есть. Там лица нет».

Ахмедина: «Да ты что? Это когда?»

Нукенова: «Я не знала, что Айтым приедет. Он приехал, и они начали драться. Айтым полицию вызвал».

Ахмедина: «Айтыма не побил он вообще?»

Нукенова: «Он сказал, не отпустит, типа у моей семьи есть фото с побоями и типа мы его будем шантажировать, что опубликуем, и будем деньги с него тянуть. И он просил сделать видео, где я голая, чтобы у него тоже был рычаг на меня, и что это его гарантия, что никто его не будет шантажировать. Ты знаешь, я ему говорила: «Ты монстр просто». Но я знала, что без видео он меня не отпустит».

Ахмедина: «Ты сделала?»

Нукенова: «Да, чтобы просто уйти от него. У меня выхода не было».

Ахмедина: «Это что такое вообще?»

Нукенова: «Теперь я не знаю. Я устала, я ни с кем не общаюсь, кроме него».

Ахмедина: «Да, на этом и продержались».

Нукенова: «Да, он каждый шаг контролирует, каждое сообщение, каждый звонок. Я вообще в телефон лишний раз не захожу, боюсь, вдруг забуду удалить. Даже безобидные вещи, он может вспылить на ровном месте, ни за что ни про что. Кричать, обзывать, унижать. Я вымотана, я просто молчу постоянно и оправдываюсь, чтобы избежать скандала. У меня нервы не выдерживают, лишь бы он не разозлился. Да, он любит маниакально. Это не любовь. Я все это сейчас изучаю, я для этого сбежала в Павлодар. В общем, такие дела у меня. Не знаю, как дальше будет. Его жалко тоже, я на этой жалости все время держалась. Потом, как приедешь, приезжай в Павлодар.

Это в декабре или в январе было, второй раз в Алматы, когда я хотела уехать с вещами и Марине написала. Он мне волосы вырвал. Это не раз было. Он несколько раз меня за волосы держал и кричал. У меня клочьями все волосы выпадали. Потом он перестал. Я постоянно ухожу, и он перестал поднимать руки. И работа с психологом якобы помогает.

Я после тех случаев вообще боюсь кому-то что-то писать, с кем-то общаться о нем или наших отношениях. Аида, только не говори маме или Асельке, девчонкам — тем более. Пожалуйста, никому».

Ахмедина: «Хорошо, клянусь».

Примечательно, что Бишимбаев в своих показаниях утверждал, что агрессивностью страдал не он, а его гражданская супруга.  Поэтому, по его словам, и настаивал на ее сеансах с психологом и психотерапевтом.

Между тем Аида Ахмедина сообщила суду, что условие ходить к специалисту поставила ему Салтанат – как раз таки для того, чтобы он перестал ее избивать.

«Изначально к психологу Куандык ходил сам, Салтанат с ним поговорила, и он согласился на работу с психологом. А потом у них уже была какая-то семейная терапия», — подчеркнула Аида.

Подтверждение ее словам нашлось в переписке между подругами, которую присяжным зачитала прокурор Айжан Аймаганова.

Защита Бишимбаева выразила сомнения в подлинности переписки и потребовала предоставить им телефон Аиды Ахмединой.

«Что значит, «мы сомневаемся»? На стадии досудебного расследования  — там адвокатов человек 5-6 было, и сомнений не было. И по окончании адвокаты ознакамливались. Что мешало заявить, что у них какие-то сомнения?» — возмутился адвокат потерпевшей стороны Игорь Вранчев.

«По переписке видно, как будто увидели видео, когда он за волосы таскал, и взяли, создали такую переписку», — заявил в свою очередь адвокат Бишимбаева Ерлан Газымжанов.

Суд просьбу стороны защиты удовлетворил.

«Вся левая сторона в синяках». Рассказ ассистентки Нукеновой

Ассистентку Салтанат Нукеновой, помогавшую в астрологическом бизнесе, не допрашивали в ходе следствия. Но сторона потерпевших настояла, чтобы ее допросили в суде, поскольку Анара Тасова знала некоторые детали личной жизни Салтанат и ее взаимоотношений с Бишимбаевым.

Анара Тасова

«Подсудимый Бишимбаев записался на консультацию 4 июня в 2022 году. Он написал, что хочется записаться. Я сказала, что Салтанат не консультирует мужчин даже онлайн. Далее на консультацию записывается девушка по имени Камилла, говорит, что хочет записаться вместе со своим другом, я уточнила у Салтанат, и мы подумали, что это парень с девушкой. Я записала их на консультацию. Через две недели мы созваниваемся с Салтанат, и она рассказывает, что Камилла настаивала на знакомстве с ее другом».

Но Салтанат не была в восторге от этой идеи. «Он ранее был женат, украл всю казну, я не хочу с ним знакомиться», — процитировала ее слова Анара.

«Далее узнаю из соцсетей, что она выходит замуж, что он ей сделал предложение. Мы созвонились, я поздравила ее, она сказала что это тот самый Куандык, который записывался на консультацию.

В декабре я узнаю, что Куандык из города Шымкент. Мы созвонились с Салтой, она сказала, что теперь будет чаще приезжать в Шымкент, и мы будем чаще видеться.

Что меня смутило, что она поменяла пароли от соцсетей. Хотя ранее, так как я являюсь ее ассистентом, у меня был доступ к ним.

Она позвонила, сказала, что прилетает в Шымкент, я обрадовалась, мы договорились встретиться за завтраком, но с утра она написала, что у них был «хайвай», и мы не сможем встретиться. Я не обратила внимание, думала, только поженились, наверное, просто была ссора.

В конце января Салтанат попросила меня купить цветы для матери Куандыка. Я, конечно, согласилась. Салтанат позвонила, сказала, что нужно заказать, оказалось, для юбилея Альмиры Болтабаевны, и на фоне Куандык кричал: «Скажите, что это для матери министра, я все проверю.»

Я удивилась, потому что у него был очень грубый и надменный голос. Я поехала в цветочный, чтобы проследить. Также я заказывала цветы, клубнику в шоколаде для матери Куандыка».

Анара Тасова работала с Салтанат Нукеновой в течение трёх лет. По её словам, она несколько раз собиралась разорвать отношения с Куандыком Бишимбаевым, в том числе, когда находилась в Шымкенте:

«5 июля я просыпаюсь примерно к 8.00 и вижу пропущенные звонки от 4.00. Она отправила мне фото и написала, куда может приехать с чемоданом, какие кафе открыты с утра. Я запереживала, думаю, что случилось. Потом позвонила ей, и она написала, чтобы я забрала её к 17.40. Она сказала, что у неё в это время рейс», — рассказала Анара Тасова. 

К этому времени она приехала домой к Бишимбаеву. К ней вышла Нукенова, но без чемодана. Ассистентка заметила, что Нукенова была очень расстроена.

«У неё был такой опустошённый взгляд. И далее я сажусь в такси, она села вперёд, и я поворачиваю голову к Салтанат, вижу, что у неё с левой стороны были следы от удушья, следы от верёвок, и у неё вся левая сторона была в синяках. Вот. И получается, что сразу я подумала о плохом», – добавила она.

Напомним, что днем раньше судмедэксперт, давая показания в суде, сказал, что Салтанат могла умереть не только от травм головного мозга, но и от удушения.  

По словам ассистентки, Салтанат не раз рассказывала ей о том, что Бишимбаев запрещает ей работать, избивает ее:

«17 июля 2023 года Салтанат позвонила мне, и мы разговаривали около 2-3 часов. Она плакала, рыдала, рассказывала, что Куандык ее тиранит, постоянно ее избивает. И она сказала, что боится, что он ее убьет. Потому что помимо того, что он контролирует ее 24/7, были еще и побои».

Свидетель добавила, что Салтанат хорошо зарабатывала до замужества с Куандыком: примерно 3-4 миллиона тенге в месяц. Она заказывала себе дорогую брендовую косметику, Анара сама оформляла доставку.

Живя с Бишимбаевым, она уже не могла себе это позволить, покупала простые наборы косметики за 12 тысяч. И даже был случай, когда заняла у своей бывшей помощницы 10 тысяч тенге.

На просьбу адвоката потерпевшей стороны описать, какой была Салтанат и могла ли она драться с мужчинами, девушка сообщила:

«Салтанат была очень жизнерадостной, женственной, легкой, яркой девушкой, была нежной. С ней настолько было приятно говорить, часы пролетали как минуты. Наверняка вы видели в соцсетях у друзей, также у меня видео и фото Салты — вот такой она и была в жизни …от нее исходили лучики света.

А на вопрос о том, чтобы Салтанат могла подраться с мужчинами, — такого не было. Наоборот, Салтанат меня всегда учила женственности, она была для меня как старшая сестра, и я всегда брала с нее пример. Никогда не было такого, чтобы Салтанат могла с кем-то поругаться, на драки перейти — такого не было».

Что касается употребления алкоголя, то Анара сказала, при ней она не пила.  И еще добавила:

«Салтанат всегда приводила мне в пример ее отношения с братом, потому что у меня тоже есть брат, она говорила: «Анара, сохраните, чтобы у вас тоже были такие отношения доверительные, чтобы вы были друг за друга горой».

В суде исследовали информацию из сотового телефона Анары Тасовой. Была зачитана переписка между Салтанат и Анарой,  прослушаны голосовые сообщения от Салтанат.  Анара продемонстрировала  также суду фотографию Салтанат из своего телефона с синяками на шее.

Фрагменты допроса Анары Тасовой смотрите на видео по ссылке.

После допроса свидетеля сторона защиты внесла ходатайство — разрешить исследование заключения российского эксперта.

Защитники Бишимбаева сообщили, что  20 февраля 2024 года был направлен адвокатский запрос заведующему кафедрой судебной медицины лечебного факультета Российского национального исследовательского медицинского университета имени Пирогова, доктору медицинских наук, профессору Евгению Кельдешову и доценту этого же вуза Эдуарду Туманову.

«Адвокат имеет право запрашивать на договорной основе заключение специалиста для разъяснения вопросов, возникающих в связи с оказанием юридической помощи и требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства и других сферах деятельности, и ходатайствовать о приобщении таких заключений к материалам дела. На данный адвокатский запрос мною получено заключение специалиста на 119 страницах», — сообщила суду адвокат Назкен Кусаинова.

По ее словам, этот документ является доказательством, подтверждающим невиновность подсудимого по статье «Убийство» и опровергающим предъявленные обвинения. Сторона защиты попросила суд изучить заключение специалиста и приобщить его к материалам уголовного дела.

Судья Айжан Кульбаева удовлетворила ходатайство защитников Бишимбаева. Она объяснила, что, согласно статье 111 Уголовно-процессуального кодекса, заключение специалиста является доказательством по уголовному делу.

«Но при этом заключение специалиста, как и заключение эксперта, не имеет каких-либо преимуществ перед другими доказательствами и подлежит анализу, сопоставлению и оценке в совокупности с другими доказательствами. Суд считает необходимым ходатайство стороны защиты в этой части удовлетворить, приобщить заключение к материалам уголовного дела, исследовать его в ходе главного судебного разбирательства. Оценка заключения специалиста будет дана судом», — пояснила Кульбаева.

Также адвокаты потерпевшей стороны подняли вопрос о необходимости изучить телефон КУандыка Бишимбаева. Защитники подсудимого согласились с этим, попросив, кроме телефона Бишимбаева, также изучить телефоны Салтанат Нукеновой, ее брата Айтбека Амангельды, сестры Айнур Нукеновой, а также подруги Аиды Ахмединой.

Судья Айжан Кульбаева напомнила, что ранее суд установил порядок исследования доказательств.

«Телефоны были исследованы в ходе судебного заседания для того, чтобы облегчить возможность задавать вопросы подсудимому Бишимбаеву. Также, чтобы облегчить возможность задавать вопросы потерпевшему, был исследован его телефон на том этапе, когда исследовали эти доказательства. Учитывая, что по установленному порядку исследование вещественных доказательств идет после исследования материалов уголовного дела, данный вопрос будет разрешен после исследования материалов уголовного дела».

После обеда 10 апреля суд по делу Бишимбаева приступил к исследованию материалов уголовного дела.

Участникам процесса показали фотографии с места преступления.

СПРАВКА

_

Куандык Бишимбаев до 2017 года занимал высокие посты на госслужбе.

_

В 2009-2010 годах работал помощником первого президента РК Нурсултана Назарбаева. Был заместителем министра торговли и экономического развития, зампредседателя правления фонда «Самрук-Казына». С 2013 по 2016 годы возглавлял НУХ «Байтерек», а в 2016 году несколько месяцев занимал должность министра национальной экономики.

_

В марте 2018 года Куандык Бишимбаев был осужден по обвинению в коррупции и приговорен к 10 годам лишения свободы, но   Назарбаев его помиловал, и в октябре 2019 года Бишимбаев вышел на свободу по УДО.

_

31-летняя Салтанат Нукенова — вторая супруга Куандыка Бишимбаева. С первой, Назым Кахарман, он развелся после освобождения из колонии

 

Все материалы по этой теме:

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!

_

Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона  8-777 681 6594    или карты 4400 4302 1819 1887

И есть еще несколько способов – смотрите на этой странице

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.