Вчера вечером в казахстанских пабликах появилось сообщение о задержании бывшего министра внутренних дел Ерлана Тургумбаева в рамках уголовного дела, заведенного по трагическим январским событиям 2022 года.

Сегодня Генеральная прокуратура Казахстана это подтвердила.

«Генеральной прокуратурой Республики Казахстан продолжается расследование уголовных дел, связанных с январскими событиями 2022 года.

_

29 апреля т.г. за превышения власти и должностных полномочий, повлекшие тяжкие последствия (ст.362 ч.4 УК РК) в порядке ст.128 Уголовно-процессуального кодекса РК задержан экс-Министр внутренних дел Тургумбаев Е.З.

_

Учитывая, что в уголовном деле имеются сведения, составляющие государственные секреты, другие данные досудебного расследования не подлежат разглашению. Недопустимость разглашения данных досудебного расследования, составляющих государственные секреты  регламентирована требованиями ст.ст. 47 и 201 УПК РК», — говорится в сообщении пресс-службы.

Первыми о задержании экс-министра сообщил t-канал Nege.kz:

«По сообщению наших источников, сегодня был задержан бывший министр внутренних дел Ерлан Тургумбаев», — сообщили авторы канала в понедельник 29 апреля.

И дали пояснение:

«Это решение было принято спецпрокурорами в рамках уголовного дела, заведенного в отношении Тургумбаева по статье — превышение должностных полномочий по трагическим январским событиям 2022 года».

К слову, сразу после Қаңтара Ерлан Тургумбаев избежал каких-либо суровых санкций — его всего лишь освободили от должности главы МВД. Более того, он фактически сразу получил новое назначение — стал советником президента, а позже уехал в Ташкент, где стал советником главы РАТС ШОС.

О том, что бывший глава МВД переместился в Ташкент мы писали год назад в статье: Куда исчез Ерлан Тургумбаев?

Политолог Газис Абишев на своем t-канале, комментируя арест Тургумбаева, напомнил, что именно при нём случились Кордайские события, «дело врачей»   в Алматы, ну и пытки задержанных во время Кантара.

Отдельно он отметил, что после январских событий Тургумбаева уволили не сразу, но всё же сравнительно быстро — в феврале 2022 года:

«Согласно мейнстримной версии, в период силового кризиса главный чекист Масимов проявил излишнюю политическую прыть («Государственная измена», «Насильственный захват власти» и «Превышение власти и должностных полномочий»), главный военный Бектанов оказался чересчур нерешителен («Бездействие власти»). А что же главный полицейский Тургумбаев?»

Одна из версий, по его мнению, состоит в следующем:

«Если Тургумбаеву вменяют только «Превышение власти и должностных полномочий», то он не бездействовал. Но и (пока что) не изменял и не захватывал. А именно превысил данную ему власть, причинив кому-то или чему-то тяжкие последствия. Если в деле и дальше не появятся госизмена и захват, то можно будет сделать вывод, что Тургумбаев просто действовал неоправданно жёстко в период алматинских беспорядков, допустив нескрываемое и некупируемое насилие, оставившее до известной степени токсичный след в общественном сознании. Его сначала аккуратно отодвинули с должности, помариновали, не спеша во всём разобрались — и спустя два года взяли в оборот.

Впрочем, по ходу следствия, предполагает политолог, могут всплыть новые факты, но это уже будет совсем другая история.

В свою очередь политолог Досым Сатпаев считает, что задержание бывшего министра МВД спустя два с лишним года после январских событий напоминает сценарий с племянником первого президента Саматом Абишем.

«Тянули резину, чтобы экс-министру, в конечном счете, предъявить превышение власти и служебных полномочий, как и племяннику первого президента. При этом Самат [Абиш] отделался лёгким испугом и остался на свободе, как результат кулуарных договорённостей. А экс-министру возможно повезёт меньше. Ведь после позорного инцидента с племянником Назарбаева, который странным образом вышел сухим из воды, властям ведь надо кого-то все таки посадить в места не столь отдаленные. Хотя эти двое силовиков должны были быть на нарах уже в 2022 году».

Но экс-министр, напоминает политолог, даже советником президента успел побыть и в ШОС поработать. То есть все это время думали, что с ним делать — наказать или миловать.  Зато с оппозицией власть так не церемонится.

«За эти два года как на конвейере довольно быстро задерживали, судили и садили в тюрьму оппозиционеров. Часто в закрытом режиме чтобы не видели весь этот судебный беспредел. То есть оппозиционеры для власти представляли больше угрозу как ее политические оппоненты, чем тот же бывший министр внутренних дел, который в том числе несёт ответственность за издевательство со стороны правоохранительных органов над задержанными во время Қаңтара. Но несмотря на это он ещё два с лишним года кочевал из одного кресла в другое».

Вывод Сатпаева: в Казахстане не настоящее, а «точечное правосудие».

«Вот такое точечное «правосудие», когда власть сама решает кого сажать, кого судить, кого наказывать или миловать, опираясь не на справедливость, а исходя из политической конъюнктуры и собственного представления о национальной безопасности, которую она в первую очередь воспринимает как свою собственную безопасность.

И в этой матрице политические оппоненты её больше пугают, чем те, кто долгие годы вредил стране и собственному народу. С последними  власть решает вопрос выборочно и под покровом тайны, прикрываясь секретами.

Хотя обществу, как и в случае с судебным процессом над Бишимбаевым, было бы не менее интересно посмотреть открытые онлайн трансляции судебных заседаний и над Саматом Абишем, и над Кайратом Сатыбалды, и над Ерланом Тургумбаевым, и над другими бывшими «небожителями».

Но власти это не выгодно. Слишком большое количество нелецеприятных скелетов из шкафов вывалятся на многих действующих представителей власти, которым выгодно прятаться под покрывалом мифического «Нового Казахстана».

 

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!

 

Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или карты 4400 4302 1819 1887.

И есть еще несколько способов – смотрите на этой странице

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.