До того как я начал работать в школе, в принципе знал, что у нас [в Казахстане] не очень с уровнем школьного образования. Но я даже не подозревал насколько у нас все запущенно. Для того, чтобы это понять, стоило войти в среду и начать вести семинары для учителей.
Про школы в селах без интернета и туалетами на улицах говорить не буду. Достаточно понять уровень алматинских школ, чтобы не иметь желания ужасаться еще сильнее, заглядывая в аулы и села.
Так вот. Прежде чем разочаровываться уровнем знания детей, имейте в виду, что заметный процент учителей в нашей стране не знают свой предмет. Я не говорю даже про углубленные знания, а про школьный уровень. Одним словом, средний выпускник РФМШ с четверкой по математике будет знать математику лучше, чем заметный процент учителей по стране. Хотя такого быть не должно.
У нас распространена практика, когда учитель всю свою жизнь ведет математику, например, 5-6 классам, а программу 7-го класса не знает даже на начальном уровне. Это еще не так плохо. Есть те, кто не знаю толком программу, которую ведут. Таких тоже заметный процент. Как такое возможно? Учитель рисует оценки, дети довольны, родители тоже, а те кто желают знать предмет ходят к репетиторам.
А как же аттестация, проверка уровня знаний учителей? Пфф…
Тут подходим к следующей проблеме. Дело в том, что в профессию могут приходить разные люди, и это нормально. Определяющим все-таки является система фильтрации внутри профессионального сообщества.
У нас же в преподавательской среде даже самым последним бездарям может все сходить с рук. Каждый найдет себе школу, детей и родителей со своему образу и подобию. Во-первых, потому, что выбирать особо не из кого. Во-вторых, все эти аттестации являются по большей своей части профанацией.
Зачем какому то госоргану выделять миллиарды на повышение квалификации педагогов, а потом признавать свою же неэффективность, заваливая их на экзаменах и проверках?
В итоге мы имеем систему, которая буквально предоставлена сама себе.
Без внятной этики, стандартов качества, понятных расписанных или внегласных правил и ролевых моделей.
Сильные и компетентные специалисты очень быстро дают о себе знать, получают предложения о работе от самых передовых школ, работают сразу в нескольких местах, имеют хороший доход, благодарных учеников и чистую карму.
Остальная часть бездарей просиживают свои юбки/штаны до старости, приучая своих учеников к халяве и рисованию оценок. Именно эта категория преподавателей занимаются фальсификациями на выборах, потому что они знают свой уровень и понимают, что им некуда деваться.
Благодаря последней категории, мы на протяжении всех этих лет воспитывали несколько поколений невежд и еще долго будем таковых воспитывать, потому что, во-первых, быстро реформировать подобную махину невозможно, во-вторых, заметных перемен или изменений на этом фронте не видно.
Есть, конечно, светлые пятна в этом мраке. Это проекты КТЛ, НИШ, РФМШ, которые задают стандарты. Если уж говорить про заслуги Назарбаева перед страной, то открытие НИШ однозначно должно быть в одном из первых пунктов. Однако, поверьте, что это все равно малый процент от общего количества.
Как все это исправить? Не знаю.
Повторюсь. Написанное является бедой не отдаленных экзотических аулов, а школ города Алматы. И. скорее всего, ваш ребенок уже является жертвой некомпетентных учителей
Фото на обложке со страницы Ильяса Мынжасарова в Facebook
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!
_
Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или карты 4400 4302 1819 1887. И другие способы на этой странице.