В Алматы судят подполковника в запасе Айтчана Аубакирова за превышение полномочий 6 января 2022 года. Как говорится в обвинительном акте, он умышленно выстрелил из автомата в задержанных, хотя был приказ их отпустить. Подсудимый свою вину не признает, а одна из потерпевших сторон намерена добиться переквалификации дела на убийство. У наблюдателей же в ходе судебного разбирательства  сложилось впечатление, что процесс «гонят», чтобы «закрыть вопрос» до конца года.

Погибшие от пуль подполковника — известный археолог-любитель, «охотник за петрографами» Ерлан Жагипаров и  35-летний Ауез Капсаланов, проживавший в Байсерке (поселок близ Алматы).

Ерлан Жагипаров. Фото из соцсетей
Ауез Капсаланов. Фото из семейного архива

Досудебное расследование проводил военно-следственный департамента МВД РК и завершил его еще 6 августа. Как сообщала адвокат Сауле Кобжанова, представляющая интересы семьи Жагипарова, потерпевшая сторона ознакомилась с материалами дела из 26 томов меньше, чем за месяц. Обвиняемая сторона изучала дело четыре месяца, два из которых исследовала содержимое мобильного телефона  Жагипарова, который следователи уже вернули его матери.

Судебный процесс начался 18 декабря 2024 года — на пороге трех лет со дня их гибели. Дело рассматривается в Военном суде Алматинского гарнизона под председательством судьи Айдара Секенова.

В первый же день суда показания дали сам подсудимый и пять свидетелей. Судебное заседание проходило весь день с 10 утра до 6 вечера с перерывом на обед. Дольше всех допрашивали свидетеля обвинения — Бакдаулета Оспанбекова — в дни Кантара Аубакиров был в его подчинении. Два часа он отвечал на вопросы прокурора и адвокатов.

Вопросов ни к одному из допрошенных в суде не было только у потерпевшего Ауатхана Капсаланова, отца погибшего Ауеза. «Хотел посмотреть на того, кто в него стрелял», — сказал он «Республике» во время перерыва.

В чем обвиняют подполковника

Подсудимому Айтчану Аубакирову предъявлено обвинение по статье 451, часть 2, пункт 1 — «Превышение власти, повлекшее тяжкие последствия, с применением оружия или специальных средств».

Айтчан Аубакиров. Кадр с видео/соцсети

Следствие установило, что Ерлана Жагипарова и Ауеза Капсаланова вечером 6 января 2022 года на площади Республики задержали арыстановцы. Кто именно — не установлено. Задержанных передали 1-му батальону оперативного назначения в/ч 5571 (воинская часть имени Бауыржана Момышулы в Алматы), которые должны были охранять их до того, как их передадут полиции.

«В последующем в период с 22.30 до 00.30 неустановленные в ходе досудебного расследования военнослужащие в/ч 5571 Национальной гвардии, являясь представителями власти, совершили превышение власти, то есть действия, явно выходящие за пределы их прав и полномочий.

А именно, понимая, что находящиеся позади автомашины марки УАЗ напротив монумента Независимости, задержанные Жагипаров и Капсаланов не в состоянии посягнуть на их жизнь и здоровье, а также оказать какое-либо физическое сопротивление, надели им на руки наручники.

После чего умышленно избили последних путем нанесения множественных ударов руками и ногами, а, так же, прикладом автомата АК-74», — зачитал обвинительный акт прокурор Елжан Кобей.

42-летний Айтчан Аубакиров, ныне подполковник в отставке, руководил этим батальоном на площади Республики. На тот момент он был заместителем командира по воспитательной и социально-правовой работе части 5571.

Следствие установило, что после 11 ночи непосредственный командир Аубакирова приказал отпустить задержанных. С Ауеза Капсаланова наручники сняли, но не успели освободить руки Ерлана Жагипарова, который, по данным следствия, «опасаясь дальнейших избиений», оттолкнул капитана Сагындыкова. Ерлан вместе с Ауезом побежали по улице Сатпаев, а Аубакиров решил, что они совершают побег, и выстрелил в них.

«Явно выходя за пределы полномочий, реализуя преступный умысел на превышение власти, умышленно с расстояния более 10 метров произвел прицельные выстрелы из полученного стрелкового оружия АК-74 в убегающих Жагипарова и Капсаланова. В результате полученных сквозных ранений в разные части тела потерпевшие Жагипаров и Капсаланов скончались на месте происшествия», — говорится в обвинительном акте.

Стрелял по вспышкам, а силуэты пропали

Айтчан Аубакиров дал показания на суде первым. Перед началом допроса он обратился к родным и близким погибших и попросил прощения, выразив сожаление о случившемся. Но вину свою он не признает.

По его словам, в то время, когда с задержанных снимали наручники, на его воинскую часть началась атака и последовали одиночные выстрелы:

«На нас двигалась машина. Таран. И в этот же момент с правой стороны на нас было совершено нападение, я видел вспышку выстрелов, куда я предположительно открыл огонь».

Затем, по словам Аубакирова, машина на резкой скорости развернулась, вспышки прекратились, и он увидел несколько силуэтов, которые после прекращения выстрелов пропали.

Подсудимый сказал, что в условиях тумана и плохой видимости он разглядел только силуэты и блеск выстрелов, поэтому 10 выстрелов произвел в воздух, 10 — в сторону силуэтов и вспышек.

Отмечается, что в ходе первоначальных показаний в мае 2022 года Аубакиров сказал следователям, что после выстрелов по силуэтам они упали. Никто из военнослужащих место падения силуэтов не проверял.

Адвокат Сауле Кобжанова, представитель семьи Жагипарова, отметила в суде, что после окончания дежурства Аубакиров сдал все выданные ему 120 патронов. Несмотря на то, что стрелял, и их количество должно быть меньше. Подсудимый объяснил это доукомплектованием боеприпасами.

Ранее адвокат в соцсетях сообщала, что факт применения оружия пытались скрыть. По ее словам, полковник Аубакиров о применении оружия командиру части не сообщал ни в ту ночь, ни в последующие дни.

«120 пуль принял при выезде на площадь и 120 пуль сдал, таким образом сделав вид, что вообще не стрелял. Но следователи — молодцы, колоссальную работу провели, и по двум пулям из трупа Жагипарова, изъяв из части и отстреляв сотни автоматов, установили, что пули выпущены из автомата, выданного именно полковнику Аубакирову», — рассказывала адвокат.

Прокурор Елжан Кобей и адвокат Сауле Кобжанова. Фото из соцсетей

«Аскар, забери меня!»

После Аубакирова показания дал друг Ерлана Жагипарова — Аскар Увалиев, а затем допросили его супругу Ляйлю Жасакбаеву. Они были последними, кто видел погибшего и разыскивал его после пропажи.

По словам супругов, Ерлан заехал к ним в гости, спросил мазь для матери, так как аптеки не работали. Минут через 40 после ухода он позвонил Аскару.

«В трубке были слышны чьи-то крики. Ерлан кричал: «Аскар забери меня!», — сообщил Аскар суду.

Ерлан успел сказать ему, что его задержали военнослужащие.

«Он когда Аскару кричал, они стали его избивать, слышно было. И он им начал кричать: «Жігіттер, қазақпыз ғой, қазақпыз ғой!» («Парни, мы же все казахи, казахи!», — рассказала Ляйля.

После этого звонка в течение часа Аскар трижды звонил Ерлану, и тот передавал трубку Аубакирову. Супруги также обращались с просьбой к знакомым из силовых структур помочь найти друга. Им отвечали, что если его задержали, то вскоре отпустят, когда выяснят, что он живет рядом с площадью. 

«Мы не могли найти его 5 дней. Не думали найти его в морге, но я все равно туда поехал. Я два дня искал его среди трупов, не сразу его опознал. Я своими руками перебирал тела, была задача не найти там Ерлана. Но я нашел. Обе руки были сломаны, множество ран, дырки на теле. На бедре кусок мяса торчал. Я опознал его по пластине в шее, из-за которой у него была инвалидность. На левой руке был надет наручник. Он был сжат до такой степени, что кости кисти были сломаны, кисть болталась. Даже сотрудники полиции, которые не дали мне сразу забрать Ерлана, не могли вначале снять наручник», — рассказал Аскар в суде.

Его слова подтвердила супруга. Она так же сообщила, что сумели опознать Ерлана лишь по пластине и шраму на голове.

В перерыве Ляйля рассказала «Республике», что в морге было много трупов, которые лежали штабелями друг на друге. Ей запомнился труп мужчины с открытыми глазами, сжатыми руками и поджатыми ногами.

«Я что помню, столько времени прошло!»

Дольше всех — два часа, допрашивали свидетеля обвинения Бакдаулета Оспанбекова. Сейчас он является заместителем командира подразделения СОБР Алматы. На тот момент был командиром воинской части 5571 и непосредственным руководителем Аубакирова. Это он распорядился об освобождении задержанных Жагипарова и Капсаланова.

Багдаулет Оспанбеков, фото с сайта Нацгвардии РК

Сначала вопросы задавал прокурор, затем представитель Жагипаровых и после него защитники Аубакирова.  Во время этого допроса между адвокатами вспыхивали споры. На многие уточняющие вопросы Бакдаулет Оспанбеков отвечал, что не помнит.

«Сколько времени прошло?», — заявил он на вопрос прокурора.

«Вы мне скажите, сколько», — настаивал прокурор на ответе на вопрос о том, сколько времени прошло между тем, как он дал приказ отпустить задержанных, и тараном баррикад.

«Нет, сколько времени прошло с того дня? Три года! Точно не помню!», — нервно ответил свидетель.

«Всего-то три года как мы пытаемся добиться справедливости!», — не выдержала адвокат Сауле Кобжанова.

Адвокат Сауле Кобжанова считает, что убийство Ерлана Жагипарова 6 января 2022 года совершено умышленно.

Вкратце из показаний Бакдаулета Оспанбекова следует, что он дал приказ отпустить задержанных, так как его подчиненным угрожала опасность, он боялся потерять своих людей во время тарана и нападений, и ему уже было не до охраны Жагипарова и Капсаланова.

Доложил ли Аубакиров своему командиру о выполнении приказа, так и не ясно — вроде да, а вроде нет. Не помнит.

Адвокат Сауле Кобжанова расценила его ответы как уклонение от дачи показаний, на что обратила внимание суда.

«Ну, не помню я! Что в протоколе допроса, тогда отвечал, потому что мало времени прошло, сейчас не помню!», — сказал он.

Бакдаулет Оспанбеков отметил в суде, что Аубакиров хорошо справился с поставленными задачами во время Кантара по обеспечению охраны порядка и намерен был после январских событий подать прошение о представлении Аубакирова к ордену. Он охарактеризовал своего подчиненного как добросовестного профессионала.

«Хотел посмотреть, кто в него стрелял»

Вторая потерпевшая сторона — Ауатхан Капсаланов, отец Ауеза Капсаланова. Он пришел один и молчал все заседание, сидел, опустив глаза.  

Ауаткан Капсаланов, отец Ауеза Капсаланова, убитого в Кантар, дает комментарий «Республике».

Пару раз судья спросил, есть ли у него вопросы к допрашиваемым. Он вставал, хотел что-то сказать, но когда уточняли, что речь идет о вопросах, говорил — вопросов нет.

К слову, Ауатхан Капсаланов пришел на заседание после обеденного перерыва и на вопрос суда, почему его не было с самого начала, ответил: я с дежурства, на работе был. Ауатхан Капсаланов живет в Байсерке.

«Он как старший сын был кормильцем. Даже не женился, за ним никого не осталось, продолжения рода нет. Я просто хотел посмотреть кто в него стрелял», — рассказал отец «Республике» про убитого сына во время перерыва.

Ауезу было 35 лет. Поиски сына родители начали 6 января. По словам Ауатхана, сын уехал на работу и не вернулся. Родители до сих пор не знают обстоятельств задержания Ауеза. Они ездили по родственникам и больницам, так как сотовая связь не работала. 8 января нашли его в морге.

«Конечно, верю!», — сказал он, отвечая на вопрос, верит ли, что суд вынесет справедливое решение в отношении подсудимого.

Заседания суда продолжатся 25 и 26 декабря.

УЗНАЙТЕ БОЛЬШЕ про другие суды по Кантару в нашей рубрике: 
https://respublika.kz.media/archives/category/qantar

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»  

_

Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-7776816594   или карты 4400 4302 1819 1887. И другие способы на этой странице.

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.