В военном суде Алматинского гарнизона с ноября идет рассмотрение уголовного дела о злоупотреблении властью офицером в отношении солдата-срочника — 19-летнего Нуржигита Абдильпатты. Его мать Жанна Жаналина в видеообращении к презиленту заявила о физическом насилии над сыном, после которого тот попал в госпиталь и находился в коме более 20 дней.
Токаев в ответ на видеообращение матери потребовал «провести тщательное расследование обстоятельств случившегося и наказать виновных».
По итогам расследования на скамье подсудимых оказался военнослужащий по контракту младший сержант Дастан Турлан. Он почти ровесник потерпевшего — ему 20 лет. Теперь уже его мать Зарина Кушалиева обратилась к президенту:
«Ваши слова о тщательном расследовании воспринялись органами следствия как установка исключительно наказать, несмотря на то, что материалы дела не только противоречат друг другу, но и все доказательства невиновности моего сына не берутся во внимание».
Что произошло
Нуржигит Абдильпатта из Костаная был призван в армию 17 мая 2024 года и прибыл для прохождения воинской службы в воинскую часть № 30212 села Отар Кордайского района Жамбылской области (РгК «Юг»).
9 июня, еще до присяги, его родителям сообщили — их сын находится в реанимации в крайне тяжелом состоянии. Он поступил в Кордайскую ЦРБ по линии скорой медицинской помощи из военного госпиталя Гвардейска.
«Пациент поступил утром 9-го июня с диагнозом полисегментарная пневмония (не исключается вирусной этиологии). Присутствует плеврит справа, инфекционно- токсический шок 3-4 степени, гипоксический отек головного мозга, мозговая кома, состояние после клинической смерти», — ссылались СМИ на сообщение Минобороны.
Плохо Нуржигиту стало еще 6 июня. По словам сослуживцев, утром в тот день при построении его ударил младший сержант Дастан Турлан.
«В субботу ближе к обеду или перед обедом его тошнило, голова кружилась. В туалете ему плохо было, и наши ребята помогли ему выйти, встать. А потом, уже после обеда, когда выходили из столовой, у него уже ноги косили, голова кружилась. Командир взвода отвёл в санчасть, и больше не видели его», – рассказал в суде свидетель по делу Владислав Сулимов.
Однако в Министерстве обороны РК утверждали, что Нуржигит обратился в медицинское отделение воинской части «с жалобами на слабость и повышенную температуру» тела 9 июня. После обследования его доставили в инфекционное отделение военного госпиталя Гвардейского гарнизона, где диагностировали «двустороннюю полисегментарную пневмонию. При поступлении солдата в лечебное учреждение каких-либо травм выявлено не было.
17 июня Нуржигита перевезли в военно-клинический госпиталь Алматы — положили его в отделение реанимации. Состояние оставалось тяжелым.
23 июня отец Тимур Жаналин сообщил в соцсетях, что его сын пришел в себя.
«Они утверждают, что у нашего ребенка до призыва в армию уже были проблемы с легкими. На это у нас есть законные основания для возражений и доказательства. В том числе снимки, изъятые из личного дела в военкомате Костаная, которые подтверждают, что легкие у нашего сына были здоровы, и признаков пневмонии тогда обнаружено не было», – сказал Тимур Жаналин в интервью ZTB.
Ведущий терапевт военного клинического госпиталя в Алматы, майор медицинской службы Болат Тасыбаев заявил, что солдат впал в кому из-за воспаления легких.
Тем временем Южное региональное военное следственное управление МВД провело расследование по статье 451 УК РК «Превышение власти или должностных полномочий». Был взят под стражу Дастан Турлан.
Как проходит суд
Судебный процесс по делу солдата срочника начался в ноябре.
По словам самого Нуржигита, утром 6 июня он одним из первых был готов к построению. Почувствовав першение в горле, он воспользовался спреем и убрал его в карман. В этот момент к нему подошёл младший сержант Дастан Турлан.
«Не заметил, как подошёл ко мне с правой стороны Турлан Дастан и нанёс удар правой рукой в правый бок, от чего я резко согнулся. Почувствовал сбитие дыхания и одну-две минуты просто был в положении унижения. После чего мне было неприятно. И никакого устного предупреждения не было», – рассказал в суде потерпевший.
Независимый эксперт Тахир Халимназаров, участвовавший в суде по делу Бишимбаева, сказал, что кома не могла быть вызвана исключительно ударами.
«Травма не является единственной причиной ухудшения состояния. Влияние могли оказать и вирусы. Полисегментарная пневмония, выявленная у пострадавшего, может обостряться без ударов. Я могу лишь предположить, что травма могла усугубить состояние, но точные выводы сделать невозможно», — сообщил Халимназаров.
В свою очередь адвокат Мурат Садвокасов, представляющий интересы потерпевшей стороны, отметил:
«Первые экспертизы проводились, когда Нуржигит был в коме. На теле были обнаружены травмы. Однако результаты экспертиз сильно разнятся. Обвинение строится на легких телесных повреждениях, что нас категорически не устраивает».
На сегодняшний день назначена еще одна экспертиза, результаты которой ждет суд. Пока объявлен перерыв.
Моего сына не было рядом
Подсудимый — младший сержант Дастан Турлан — вину свою не признает. Его мать Зарина Кушалиева утверждает, что ее сына в то утро не было рядом с потерпевшим. И на построении был не он: Дастан находился на другом этаже.
«По словам Абдильпатты, 6 июня 2024 года мой сын производил подъем во время учебной тревоги, когда якобы его ударили. В суде допрошенный командиры роты и взводов дали показания, что в этот день была учебная тревога, где [во время которой] утренний подъем производят только они. А у сержанта нет таких полномочий.
По словам свидетеля, ответственным [согласно списку ответственных лиц] по роте Дастан заступил с 9 утра 6 июня до 9 утра 7 июня. То есть в 6 утра 6 июня Дастан даже не был ответственным по роте и отношения к подъему солдат не имел», — говорит Зарина Кушалиева.
В обращении к президенту мать подсудимого отмечает также, что хотя статья, по которой судят ее сына, не предусматривает содержания под стражей, ега два месяца держали под арестом. Только после многочисленных обжалований меру пресечения изменили на домашний арест.
Мать считает, что ее сына хотят сделать крайним, чтобы «закрыть резонансное дело и для галочки отчитаться перед президентом».
Зарина Кушалиева сообщила «Республике», что после трагического инцидента с солдатом срочником уволился Динар Елеусиз, дежурный по роте в тот день. И сторона защиты не может его найти, чтобы тот дал показания в суде.
ЧИТАЙТЕ БОЛЬШЕ о ситуации в казахстанской армии по ссылкам ниже:
- Почему призывников калечат в армии? Мнение юриста Инги Иманбай
- Что делать с насилием в армии? Мнение военного эксперта
- В армии происходит какая-то жесть
- «Видно, что дети запуганы». Отец погибшего в армии солдата-срочника записал видеообращение
- «Сына в армию не пущу!» Блиц-интервью на улицах Алматы
- Крик о помощи. Матери солдат рассказали ужасающие подробности случившегося с их детьми
- Защитит ли нас армия?
БОЛЬШЕ оперативных и важных НОВОСТЕЙ в нашем Telegram-канале:
https://t.me/respublikaKZmediaNEWS.
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»
_
Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8 777 681 6594 или карты 4400 4302 1819 1887. И другие способы на этой странице.