Site icon respublika.kz.media

Про пропаганду религии, долги банков, петицию за отмену школьной формы и советы психолога женщинам

Платят ли блогерам за пропаганду религии, почему родители против школьной формы, какие банки сколько должны государству, могут ли женщины справиться с проблемами, будучи несильными, и как получить 15 суток за казахскую школу, — обо всем этом в новом обзоре казахскоязычной прессы от Назиры Даримбет.

«Мы не берем денег за пропаганду религии»

Бывшая певица и блогерша Айдана Меденова прокомментировала слухи о том, что блогерам платят по 10–20 тысяч долларов за ношение хиджаба, и что она пропагандирует религию ради денег, пишет Stan.kz.

«У меня своя аудитория и рекламные контракты. Думаете, что я буду делать то, чего я не хочу, ради 20 тысяч долларов? Мой муж работает в шоу-бизнесе уже 20 лет, организовывал мероприятия мирового уровня. Не думаю, что такое предложение ему тоже было бы интересно», — заявила она.

Блогерша призвала не верить ложной информации, которая может подорвать доверие в обществе:

«Как медийные личности мы на виду, все под контролем налоговых органов. Если бы блогерам действительно платили за пропаганду религии, это давно бы вскрылось».

По словам Меденовой, в 2019 году в ее семье произошли крупные жизненные перемены. После этого события она стала смотреть по другому на веру, в целом на жизнь и выбрала новый путь.

Певица возмущена действиями некоторых медиа, которые, по ее словам, использовали ее видео и фото без разрешения.

«Вы не получали разрешения использовать мои фото и видео. Это нарушение авторских прав. Ранее у меня уже был опыт обращения в суд на порталы, которые порочили мою репутацию. Поэтому и в этот раз я не останусь в стороне», — говорит она.

…Хочу добавить: недавно Айдана Меденова рассказала, что ее 9-летняя дочь надела хиджаб. По ее словам, она сделала свой выбор сама, и никто ее не заставлял. Но в таком возрасте вряд ли ребенок что-то понимает в религии и может самостоятельно делать выбор.

Смогут ли банки вернуть долг государству досрочно

Портал Nege.kz рассказывает, какие банки имеют долги перед государством и смогут ли они их вернуть раньше срока, после требования президента.  

Долг бывшего Jusan, ныне Alatau City банка, составлял около 1 трлн тенге. Ранее банк досрочно вернул «Самрук-Казына» займ в 100 млрд тенге. Оставшиеся 860 млрд растянуты до 2045 года с процентной ставкой всего 0,1%. Для банка выгоднее выплачивать по графику, не спеша закрывать долг, однако в таком случае акционеры не смогут получать дивиденды, отмечается в публикации.

С учетом чистой прибыли 2024 года в 179 млрд тенге, банк уже накопил 794 млрд нераспределенной прибыли, отказавшись в течение нескольких лет от дивидендов. Но после 2025 года новый владелец Alatau City, Вячеслав Ким, скорее всего, захочет их получить. Для этого он может досрочно вернуть около 160 млрд тенге. Но даже в этом случае Alatau City останется крупнейшим должником государства по сравнению с другими банками.

Владимир Ким, владелец RBK банка, в 2017 году получил от государства 243,7 млрд тенге. Чтобы акционер мог получать дивиденды, банк ежегодно частично гасит долг досрочно. На сегодняшний день RBK досрочно выплатил 47,9 млрд тенге. Остаток долга перед государством — 195,8 млрд.

Евразийский банк также в 2017 году получил от государства 150 млрд тенге в рамках программы повышения устойчивости финсектора. Сейчас он ежегодно выплачивает по 6 млрд тенге учитывая проценты. Согласно графику, основной долг   должен быть возвращен одной суммой в 2032 году. За 8 лет банк выплатил 48 млрд тенге процентов. До 2032 года выплатит еще 42 млрд, а затем вернет и сам долг. Если же акционеры захотят вывести накопленную прибыль в 311 млрд тенге в виде дивидендов, придется сначала полностью закрыть долг перед государством, подчеркивают авторы материала.

Nurbank в 2017 году получил 47 млрд тенге госпомощи, что фактически спасло его. В 2024 году банк получил небольшую прибыль, но дивиденды выплачивать не будет. Убытки прошлых лет составляют 82 млрд тенге.

…Напомню, что в начале текущего года президент Касым-Жомарт Токаев потребовал от акционеров банков досрочно вернуть долги. Глава Нацбанка также провел ряд переговоров с банкирами. В итоге три банка (Halyk, Forte Банк ЦентрКредит) из семи уже вернули деньги.

За требование открыть казахскую школу — 15 суток

Адмсуд Алматы арестовал активиста Дархана Ардакула на 15 суток за требование, чтобы новая школа №215 в Бостандыкском районе была открыта не как смешанная, а как казахская, пишет Adyrna.kz.

Суд признал активиста виновным в «нарушении порядка проведения мирных собраний».

«Меня осудили на 15 суток по статье 488, пункт 7. Мои слова «пойдем в школу» признали как призыв к митингу. Остаюсь при своем мнении и требую, чтобы школа №215 была с обучением только на казахском. Ни о чем не жалею», —  написал активист на своей странице в Facebook.

Ранее в СМИ сообщалось, что одни родители, хотят, чтобы новая школа открылась на казахском языке, заявляя о нехватке казахских школ в Бостандыкском районе Алматы, но другие поддерживают идею смешанной школы. В городском управлении образования сообщили, что решение будет приниматься в зависимости от запросов родителей.

…По официальным данным, в Алматы из 215 государственных школ: 77 с казахским языком обучения, 57 — с русским, 78 – смешанные и 3 — с уйгурским языком обучения. Ранее учительница Акмарал Шатемиркызы также поднимала проблему нехватки казахских школ в Бостандыкском районе Алматы. Она считает, что «опираться на запросы жителей — ошибка языковой политики, которая до сих пор не смогла вырваться из рамок советской идеологии».  

Петиция против школьной формы  

Портал Ult.kz публикует мнение журналистки Динары Болат относительно единой школьной формы.

Недавно казахстанские родители потребовали отменить единую школьную форму. Главная причина недовольства родителей — ежегодный рост цен на форму и монополизация рынка.

«Родители возмущены тем, что школы нередко сотрудничают с определенными магазинами и обязывают покупать форму только там. Дополнительное недовольство вызывает необходимость каждый год докупать аксессуары — нашивки, платки и другие элементы», — пишет журналистка.

По ее словам, школьная форма также стала предметом для буллинга.

«Кто-то покупает одежду по средствам, другие — стараются превзойти сверстников и выглядеть ярко. Все это может вызывать стресс у детей из малообеспеченных семей.
Разумнее ввести упрощенный вариант формы: простая и качественная одежда одного цвета для всех. При этом важно сохранить за родителями свободу выбора магазина, где покупать форму. Это стало бы большим облегчением для них», — заключает Динара Болат.

…Недавно казахстанские родители начали сбор подписей под петицией об отмене обязательной школьной формы. По словам инициаторов петиции, причиной стало ежегодное удорожание формы. По некоторым данным, стоимость школьной формы ежегодно дорожает на 10-15%.

«Женщинам не надо стремиться быть сильными»

В интервью «Жас Алаш» психолог Ержан Мырзабаев заявил, что женщинам, чтобы справиться с проблемами, не нужно стремиться быть самостоятельными и сильными, а нужно вовремя обратиться к близким.

«В целом, женщины не должны стремиться стать сильными. В сложные моменты нужно обращаться к мужу, свекрови и свекру, просить помощи у своих родителей. Надо помнить, все трудности временны», — считает Ержан Мырзабаев.

При этом психолог не отрицает, что попавшие в сложные ситуации женщины, часто остаются без поддержки близких.

«Женщины часто разочаровываются в мужьях, не могут найти поддержку у родственников, среди них немало тех, кто не нашел свое место в жизни, они не уверены в будущем своих детей. Поэтому участились случаи, когда от отчаяния они идут на крайние меры – самоубийство, при этом решаются на этот шаг вместе с детьми. Мы работаем с такими женщинами», — говорит Мырзабаев.

По словам эксперта, проблемы во многих казахских семьях похожие.

«У нас недостаточно внимания уделяется послеродовому уходу за женщиной, когда она может находиться в послеродовой депрессии. Раньше существовал обычай «қырқынан шығару» (сорокадневный период восстановления). Сейчас он сокращен до двадцати дней и воспринимается скорее как формальность.

После выписки из роддома многие семьи устраивают праздник, приглашают гостей, а женщина должна обслуживать их, выполняя обязанности невестки. Это создает дополнительный стресс. Женщина нуждается прежде всего в отдыхе и заботе, здоровье и ребенка должны быть в приоритете. Но во многих семьях это не учитывается.

Кроме того, вместо поддержки от свекрови женщина часто сталкивается с критикой и давлением, женщины старшего поколения не проявляют сочувствия, хотя сами проходили через то же самое», — считает Ержан Мырзабаев.

Он также полагает, что главная причина проблем в казахских семьях – утеря многих традиций в советские времена.

«Людей переселяли в города, где не было родственной поддержки. Также сказывается материальный фактор: не каждая мать или свекровь может приехать ухаживать за женщиной после родов, есть проблемы с работой, дорогими билетами. Сегодня нужно искать современные формы поддержки. Например, государство могло бы организовать патронаж врачей и психологов для женщин после родов», — заключает психолог.

…Согласна с последними высказываниями эксперта. Но в его словах есть противоречия. Психолог считает, что женщина не должна стремиться быть сильной, должна обращаться за помощью к мужу и родственникам, при этом сам же утверждает, что этой поддержки женщины часто не находят у близких.   

Последние обзоры прессы читайте по ссылкам ниже:
Все обзоры казахскоязычной прессы в нашей рубрике: 
https://respublika.kz.media/archives/category/kzpressa

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»

_

В Казахстане почти нет независимой прессы. Власти сделали все возможное, чтобы заткнуть рты журналистам, осмеливающимся их критиковать. В таких условиях редакции могут рассчитывать только на поддержку читателей.

_

«Республика» никогда не зависела ни от власти, ни от олигархов. Для нас нет запретных тем. УЗНАТЬ БОЛЬШЕ О НАС можно здесь.

_

Поддержать нас можно разными способами — они есть на этой странице.

Exit mobile version