В декабре 2014 года, накануне Дня независимости Казахстана, редакция портала «Республики» (в те времена тоже заблокированного в Казахстане) отправила бывшему зятю еще не бывшего в тот момент времени елбасы вопросы про декабрьские события 1986 года. Рахат Алиев тогда находился в австрийской тюрьме (где его позже убили), но с журналистами мог общаться.
Как рассказал Рахат Алиев, его эти события застали в Москве, где он учился в аспирантуре, но от своего отца — академика Мухтара Алиева — он позже узнал, например, о том, что вся документация из медицинских учреждений Алматы и области была похищена сотрудниками КГБ, в том числе из морга судебно-медицинской экспертизы. А со всех главных врачей больниц взяли подписку о неразглашении данных о пострадавших или погибших в те дни.
К слову, Мухтар Алиев, будучи министром здравоохранения и членом Центрального Комитета Коммунистической партии Казахстана, принимал участие в знаменитом декабрьском пленуме ЦК с участием кремлевских кураторов, где буквально за 15 минут «открытым голосованием» был назначен первым секретарем Геннадий Колбин вместо Динмухамеда Кунаева.
«Он мне говорил, что атмосфера была там накаленная, в зале стояла мертвая тишина, никто из местных не выступал, только москвичи. Обсуждения не было. Только открытое голосование в конце. Кто против — тот против линии партии», — рассказывал Рахат Алиев.
Назарбаев, по его словам, в те дни был страшно не доволен тем, что Горбачев не его назначил на место Кунаева:
«Ведь именно он многое сделал по его компрометации (сочинялись анонимки, раздавались взятки кураторам из ЦК КПСС, действовал через знакомства и друзей из политбюро и др.). Мне сам Назарбаев сказал, что он готовился к назначению, но в последний момент Горбачев изменил решение. Тогда Нурсултан Абишевич дал инструкции ректорам вузов Алматы, в том числе КазГУ, выводить студентов на площадь!!!»
По мнению Рахата Алиева, причина была в страхе, что и его «снимут с должности, так как Кунаев поставил перед Горбачевым условием своего ухода на пенсию увольнение с должности и Назарбаева».
«Эти протесты нужны были Назарбаеву ради спасения собственной шкуры, но он не предполагал, к чему они в итоге приведут. На карту была поставлена его жизнь, а судьба студентов его интересовала меньше всего. При этом он несколько раз выступал на бюро ЦК, показывал лояльность Колбину и Кремлю, утверждая, что он против демонстрантов, выступал и перед молодежью, — просил всех разойтись. Только его никто не слушал».
То есть, по словам Рахата Алиева, Назарбаев участвовал в организации декабрьских событий в качестве кукловода — манипулятора.
«А когда увидел массовые убийства, то сразу дистанцировался и заявил о вине националистов. И именно с тех пор Назарбаев страшно боится массовых акций протеста, так как уверен, что они могут сбросить его с трона «лидера нации». И именно поэтому он переехал в Астану, где живут одни госслужащие, которые никогда не выйдут на протесты к его резиденции».
Что касается архивов, где могли быть данные по Желтоксану, то, по его словам, когда он пришел в КНБ в 1999 году, архив уже был вычищен дважды: «Первый раз до 1990 года основную часть архива вывезли в Москву на Лубянку. А оставшуюся часть Назарбаев забрал себе. Я только получил часть фотоархива и копии отчетов КГБ по запросам депутатов и их комиссий».
Читайте также на тему декабрьских событий 1986 года:
- Аркен Уак про декабрь 1986 года: «Нам было нечего терять»
-
Развал СССР: как борьба молодежи за свои права в Казахстане и Кыргызстане привела к краху империи
БОЛЬШЕ оперативных и важных НОВОСТЕЙ в нашем Telegram-канале:
https://t.me/respublikaKZmediaNEWS и https://t.me/RESPUBLIKAexpertKZ
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»
В Казахстане почти нет независимой прессы. Власти сделали все возможное, чтобы заткнуть рты журналистам, осмеливающимся их критиковать. В таких условиях редакции могут рассчитывать только на поддержку читателей.
«Республика» никогда не зависела ни от власти, ни от олигархов. Для нас нет запретных тем. УЗНАТЬ БОЛЬШЕ О НАС можно здесь.
Поддержать нас можно разными способами — они указаны на этой странице.









