Казахстан, десятилетиями охранявший стратегические ГЭС как национальное достояние и символ суверенитета, теперь готов выставить их на продажу.
Об этом пишет Time.kz.
Автор статьи ссылается на утвержденный в конце 2025 года Агентством по защите и развитию конкуренции перечень из 473 объектов, подлежащих передаче в конкурентную среду.
В этом списке, по его словам, не только аэропорты, теплосети и спортивные клубы, но и крупнейшие гидроэлектростанции — Шардаринская, Шульбинская, Усть-Каменогорская и Мойнакская ГЭС, консолидированные под крылом новой компании Qazaq Green Power PLC.
Процесс будет разделен на три этапа: первый стартует в 2026-м, за ним следуют 2027-2028 годы, а кульминация наступит в 2029-2030 годах, когда планируется первичное публичное размещение акций (IPO) всей Qazaq Green Power. Конкретные механизмы (будут ли это аукционы, прямые продажи или доверительное управление) пока не детализированы.
Проблема, по мнению автора, в том, что ГЭС, которые собираются отдать в частные руки, далеко не рядовые объекты: «они обеспечивают маневренную мощность в пиковые часы, регулируют сток рек и производят зеленую и вдобавок очень дешевую энергию».
«Нигде в мире не отдают частникам ГЭС, имеющие собственные водохранилища, — подчеркивает он. — Это нонсенс и однозначно большая ошибка. Я думаю, что антимонопольный комитет, сформировавший список объектов приватизации, просто-напросто не в курсе дела и не согласовал этот вопрос с Министерством энергетики и KEGOC», — цитируется в статье мнение заслуженного энергетика Казахстана Александра Трофимова.
Энергетик напомнил, что когда-то Экибастузская ГРЭС-1 была куплена американской компанией.
«Но очень скоро выяснилось, что, несмотря на то что частник сверхбогатый, оборудование требует модернизации, автоматизации и постоянного дорогостоящего обслуживания. В итоге американцы оттуда ушли, так ничего и не сделав».
Автор статьи также напоминает, что в 2021–2023 годах планы по продаже восточноказахстанских ГЭС арабским и местным инвесторам вызвали бурю протестов: петиции, митинги, обвинения в угрозе национальной безопасности.
«Тогда процесс остановили, активы вернули под контроль».
В статье также говорится о непрозрачности оптового рынка электроэнергии в Казахстане, который «оказался сосредоточен в руках ограниченного круга владельцев электростанций, сетей и аффилированных посредников».
«Именно между ними распределяются основные объемы по наиболее выгодным тарифам, тогда как остальные потребители — малый и средний бизнес, население — получают электроэнергию по остаточному принципу».
По мнению автора статьи, «созданная для биржевой торговли площадка КОРЭМ (Казахстанский оператор рынка электрической энергии и мощности) фактически выдавлена из реальных процессов. Государство регулирует вслепую, потребители платят, не понимая, за что именно».
Вывод из всего вышесказанного: передача таких объектов в частные руки при существующих правилах игры грозит сразу несколькими последствиями.
Во-первых, государство окончательно потеряет рычаги управления отраслью в кризисных ситуациях, поскольку частный собственник ориентируется прежде всего на доходность, а не на устойчивость системы.
Во-вторых, исчезнут последние сдерживающие факторы для роста тарифов: самые экономичные станции сегодня фактически балансируют рынок.
И, в-третьих, Казахстан рискует стратегически ослабить свои позиции на фоне создания общего рынка электроэнергии ЕАЭС, климатических обязательств и технологических решений соседей.
Что, интересно, об этом думают в Акорде?
БОЛЬШЕ оперативных и важных НОВОСТЕЙ в нашем Telegram-канале:
https://t.me/respublikaKZmediaNEWS и https://t.me/RESPUBLIKAexpertKZ
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»
В Казахстане почти нет независимой прессы. Власти сделали все возможное, чтобы заткнуть рты журналистам, осмеливающимся их критиковать. В таких условиях редакции могут рассчитывать только на поддержку читателей.
«Республика» никогда не зависела ни от власти, ни от олигархов. Для нас нет запретных тем. УЗНАТЬ БОЛЬШЕ О НАС можно здесь.
Поддержать нас можно разными способами — они указаны на этой странице.









