С приближением референдума по новой редакции Конституции РК, назначенного на 15 марта, власть наращивает градус пропаганды. Ни один новостной выпуск практически на всех телеканалах не проходит без одного-двух сюжетов, как депутаты мажилиса в том или ином городе рассказывают о преимуществах проекта нового Основного закона перед действующим. Рекламные ролики состоят из цитат о Конституции президента страны.
Протестно настроенному электорату остаются социальные сети. Поэтому генераторы идей из их числа призывают всех неравнодушных максимально широко распространять их инициативы.
Одной из таких инициатив стала идея «умного бойкота», как назвали ее сами авторы. Суть ее заключается в следующем:
- гражданам предлагается зарегистрироваться в приложении EGOV;
- далее войти в ссылку eOtinish и подать в Центральную Избирательную Комиссию обращение, что вы, как гражданин РК, отказываетесь участвовать в референдуме;
- получив ответное SMS, что ваше обращение зарегистрировано (а оно должно быть зарегистрировано, как и любое другое, поданное через eOtinish), отправить его на WhattsApp инициаторов (все контакты указаны в распространяемом сообщении).
О том, чем вызвано столь резкое отторжение проекта новой Конституции и какого результата хотят добиться инициаторы «умного бойкота», мы поговорили с одним из его авторов – общественным деятелем Оразалы Ержановым.
— Оразалы Сантаевич, сразу после Курултая, на котором президент еще раз обозначил контуры конституционных реформ, вы в интервью нашему изданию выразили в отношении них серьезный скепсис. Спустя месяц, за который и проект документа появился, и даже дата референдума уже обозначена, ваше мнение не изменилось, раз вы призываете казахстанцев не участвовать в референдуме?
— Я утвердился в той мысли, что принимать Конституцию в таком виде нельзя. Она ведет к сверхконцентрации власти в руках президента.
— Можете перечислить кратко, с чем вы не согласны в принципе?
— То, что я сейчас скажу, это не только мое мнение. Все эти возражения так или иначе звучат сейчас в общественном пространстве. И если бы власть придерживалась декларируемого принципа, что учитываются все предложения, они бы нашли отражение в дискуссии. Но этого нет.
Большая группа наших граждан высказывает серьезное недовольство, что не поставлена окончательно какая-то точка в вопросе о государственном языке. Если бы власти отслеживали ситуацию в сети, то не могли бы этого не заметить.
Далее, весьма спорным смотрится введение неизбираемого народом вице-президента. Это же, по сути, преемник верховной власти в случае чего. И вот этот механизм, который заложен (вице-президент будет назначаться президентом), автоматически дает возможность человеку стать президентом страны, но при этом он может быть и не узнаваем, и не популярен в народе.
Главное мое возражение — это ограничение прав почти больше десяти миллионов граждан Казахстана быть выбранными во власть. Вновь появилась мажоритарная система избрания депутатов парламента, полный переход к партийной системе, когда партийные функционеры будут решать, кого включать в избирательные списки, кто будет депутатом, кто не будет.
Что мы не раз видели на практике? На этапе агитации партии набирают в свои ряды так называемых медийных лиц, узнаваемых, популярных, которые потом в итоге депутатами и не становятся.
В этой же группе вопросов — упразднение сената. Я считаю, что процесс принятия законов должен быть сложным в хорошем смысле слова. И с другой стороны, внутри парламента должна быть, такая инстанция, которая представляет интересы регионов. Сенат являлся такой структурой.
Еще больше меня пугают территориальные анклавы, возможность появления которых закладывается в Конституции, территории, на которых не будут действовать законы Республики Казахстан. Какой это объем, что это будет и как, абсолютно непонятно.
— Вы имеете в виду город Алатау? Так речь ведется об одном городе, и разработанный проект конституционного закона касается конкретно только этого города.
— Целые города могут зайти под такой режим. Я реально считаю, что в этом кроется опасность распада страны в будущем. Это для меня самое страшное.
Объявлено, что Алатау будут строить китайские компании. Следовательно, китайские инвесторы и будут решать, какие там будут законы? Кто будет управлять этим городом? И как там будет осуществляться защита прав и свобод граждан Казахстана? И не будет ли увеличения таких городов?
Китай-то быстро город построит. А потом предложит расшириться. Так мы и дойдем до казахо-китайской границы.
— Возвращаясь к идее бойкота референдума, вы считаете, она найдет отклик среди граждан? Большинство комментаторов в соцсетях отнеслись к ней со скепсисом, вас «обвиняют» даже в дезинформации: мол, полученные вами цифры не будут иметь политического веса.
— У нас после каждых выборов разговоры ходят, что подтасовка итогов ведется не только на этапе «за» нужного кандидата или идею, идут приписки по явке. Никто до настоящего момента не делал попытки замерить уровень именно такого протеста, мы решили попробовать это сделать.
— Вы будете вести предварительный подсчет, оглашать результаты?
— Думаю так, 9 марта мы подведем некий итог. Нам самим интересно, каков будет уровень. Конечно, хотелось бы, чтобы как можно больше граждан к нам присоединились.
Что же до применения этих цифр, скажу, что они могут не иметь силы сегодня. Но будем надеяться, что настанет время, когда политическая ситуация изменится, и тогда, по истечению времени, я думаю, будет возможность «предъявить счет» всем, кто сегодня, возможно, искажает картину.
Честно признаюсь, расписанного сценария, что делать с полученными цифрами, у нас пока нет, пока просто учет. Как говорится, война план покажет, да и аппетит приходит во время еды.
— Пользователи, прочитавшие ваше обращение в сети, обратили внимание, что в качестве контактов, куда вы предлагаете отсылать сообщения о регистрации обращения на eOtinish, указаны украинские мобильные номера. С чем это связано?
— Мы некоторое время думали, как наладить подсчет количества поддержавших нашу инициативу. Предлагался вариант создания некоего сайта. Но вы сами знаете, как легко у нас можно заблокировать любой ресурс. Так же обстоит дело и с мобильными номерами. Оставь мы казахстанские контакты, сколько бы они просуществовали?
Поэтому я обратился к сообществам соотечественников, проживающих за рубежом. Были варианты купить номера в Англии или Турции. Но откликнулись казахи, проживающие в Украине, говорящие на казахском языке.
Они-то и подсказали, что самый простой вариант – купить именно украинские номера, потому что в Украине нет требований регистрировать мобильный номер на конкретного человека. Так что за этими номерами стоят проживающие за рубежом казахи, согласившиеся нам помочь.
— Спасибо за интервью!
УЗНАЙТЕ БОЛЬШЕ по этой теме по ссылкам ниже:
- Для кого написана «Конституции 3.0»: мнение правозащитника
- Что важно знать: анализ положений Конституций РК 1993 и 1995 годов и новой редакции…
- В каждой главе проекта Конституции есть свои «скелеты в шкафах»
- Конституция новая — методы старые. Что не так с реакцией властей?
- «Те же яйца». Новая Конституция или просто редакция старой?
- Принцип Парето: обновили то, что важно для монополизации власти
- «Нагородили – не перелезешь». Свободу слова ограничат в Конституции
- Как ни меняй Конституцию, на выходе все равно — автократия
- Чем удобен новый план Акорды лично президенту Токаеву
БОЛЬШЕ оперативных и важных НОВОСТЕЙ в нашем Telegram-канале:
https://t.me/respublikaKZmediaNEWS и https://t.me/RESPUBLIKAexpertKZ
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»
В Казахстане почти нет независимой прессы. Власти сделали все возможное, чтобы заткнуть рты журналистам, осмеливающимся их критиковать. В таких условиях редакции могут рассчитывать только на поддержку читателей.
«Республика» никогда не зависела ни от власти, ни от олигархов. Для нас нет запретных тем. УЗНАТЬ БОЛЬШЕ О НАС можно здесь.
Поддержать нас можно разными способами — они указаны на этой странице.

